Петриковская роспись по дереву гуашевыми красками под лак. Какими красками рисовать по дереву: советы Какими красками рисуют деревянной поверхности

Знаете, чем от безделия и скуки занимаются одинокие барышни, когда собираются вместе? Ни за что не догадаетесь.

Это своего рода творческий эксперимент, результат которого я вам хочу продемонстрировать в этом уникальном репортаже. Посмотрите, какие красивые вещи можно создать всего за несколько часов самоотречения - росписи по дереву. Сегодня я вам хочу показать, как девочки без какой-либо художественной подготовки всего за несколько часов кропотливого творчества на моих глазах создали уникальные вещи. Каждый из исполненных ими рисунков может легко стать украшением любого деревянного комода, шкафа, стула, стола, причем как снаружи, так и внутри. В данном случае для росписи использовался обычный фасад обычного мебельного ящика, а по сути обычная деревяшка.

Начнем с того, что в повальную эпоху сурового и беспощадного экономического кризиса в стране - роспись по дереву нашла свою закономерную востребованную нишу, заполнив как оказалось нужное всем и каждому искусство своей дизайнерской стезей декора, нишу, при которой можно безбедно существовать, выживать и даже вполне себе шиковать любому оказавшемуся неудел безработному отчасти творческому человеку, да что там творческому, любому человеку с улицы, у которого есть пару тройку часов свободного времени.

История росписи по дереву уходит в далекое, далекое прошлое. Когда люди научились изготавливать предметы обихода и посуду из дерева, захотелось им как-то украсить свой быт. В те времена народы верили в различные божества, у них были свои поверия, они слагали сказки и легенды, а изображениями героев этих произведений украшали свою жизнь. Издревле считалось, что расписные вещи отгоняли злых и привлекали добрых духов в дом, создают уют и являются атрибутами роскоши.

Если раньше деревянные изделия украшались только росписью, то сейчас для этого появляются все новые и новые возможности, например такие, как декупаж.

Изначально в качестве красок ремесленники использовали местное распространенное в данном регионе сырье - глина, уголь, мел, другие минеральные и растительные вещества. В местности приближенной к морям и океанам ряд красок изготавливали из измельченных моллюсков и даже водорослей. Видимо поэтому роспись каждого региона до сих пор считается уникальной и всегда узнаваемой. Сухие перемолотые вещества обязательно смешивали с каким-нибудь связующим веществом - маслами, олифой или другими вязкими реагентами для стойкости. Помимо изобразительного материала, у каждого народа существовала собственная самобытная символика росписи, стилистика и тематика.

На сегодняшний день существует огромное количество различных видов росписи, для каждой характерны определенные орнаменты - Волховская, Северодвинская, Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская, Палехская и другие. Если материалы для росписи использовались уникальные, то техника нанесение рисунка на дерево везде была приблизительно одинаковая.

1.
Творческая студия. Раннее утро. Творческая тишина, лишь в углу звучит современная прогрессивная музыка

2.
Художники в порыве творчества.

3.
Никто никому не мешает. Все заняты и увлечены созданием шедевра.

4.
Да, творчество требует самоотречения.

5.
Роспись по дереву - искусство требующее самоотречения.

Основные правила нанесения росписи на дерево:

Начало.
Перед началом работы необходимо подготовить поверхность древесины. Подготовка поверхности сводится к ее очистке, легкому зашкуриванию и грунтовке. В отдельных случаях применяют шпаклевку - в наше время, обычно, это смесь клея ПВА, древесных опилок и оттеночного колора. Очистить поверхность можно при помощи щетки, слегка влажной тряпки, а также другими способами. Зашкуривают наждачной бумагой. Более крупной наждачной бумагой пользуются для шлифовки древесины в целях придания поверхности гладкости и шелковистости, чтобы процесс сцепления с последующим декоративным покрытием был более эффективным. Независимо от типа наждачной бумаги, шлифовать древесину можно только вдоль волокон.После того, как поверхность подготовлена, наносят защитное покрытие. Например, можно покрыть поверхность морилкой. Выпускаются морилки водные, спиртовые и масляные. Морилки бывают различных цветов и оттенков, от темных до прозрачных. В качестве грунтовки использовались разжиженные составы краски для будущей росписи или раствором клея ПВА с водой.

Основа.
Когда поверхность высохнет, можно наносить рисунок. Использовать можно непосредственную роспись или же трафареты. Трафаретная роспись - это финишное декорирование.

Финал.
Когда роспись завершена и просохла, работы покрывают лаком. Первый слой нитро-лаками, для первоначального закрепления красок на дереве. Второй и третий - масляным лаком бесцветным или оттеночным, в зависимости от замысла художника. Каждый новый слой лаков нужно наносить на полностью просохший предыдущий. В конце работы декоративную гуашевую роспись необходимо покрыть лаком. Можно использовать мебельные виды лаков, но существует и более надежный и простой лак - акриловый, он хорош тем, что практически не пахнет и довольно быстро сохнет.

5.
Роспись по дереву

6.
Как уже сообщалось выше, для подготовки к росписи не требуется навыков и дарований, достаточно некоторого внимания к деталям, способность работать довольно долго сидя в неподвижном положении, нужные Краски, картинка для вдохновения или для срисовывания.

7.
Поверхность мебели, если она уже покрыта лакокрасочным материалом можно незначительно, без фанатизма и предельно аккуратно зашкурить мелкозернистой наждачной бумагой, номер зерна порядка 200-400, в таком случае вы делаете поверхность слегка пористой, без обдирания и царапания. Следующий логичный этап - протереть образовавшуюся пыль.

8.
Вы можете покрыть поверхность плотно в два слоя минеральными или меловыми красками, которые не требуют грунтования, либо можете загрунтовать специальным грунтовочным основанием по ранее окрашенным поверхностям, а потом выкрасить уже любой крачкой в том числе и акриловой. Главное, чтобы вы понимали разницу между минеральной крачкой и акриловой. Акриловой - краска на химической акрилатной основе, после высыхания цвет окисляется и темнеет, также часто нуждается в многослойном нанесении, ложится плоско, а минеральные или меловые Краски напротив светлеют, имеют плотную текстуру, ложатся объемно, винтажно. Оба варианта красок требуют после окончания художественных работ финишного закрепительного слоя. Для акриловый красок - это акриловый лак, для минеральный - это натуральный мягкий светлый или темный воск для красок либо лак на водной основе. Это очень важно, так как лак на акриловой основе просто сойдёт пластинами, как пилинг с лица. Акриловый лак может вступать в конфликт с минеральной краской, внимательно относитесь к выбору финиша. Лучше для минеральных красок использовать воск, так как он возвращает первоначальный цвет краски, делает её приятной на ощупь, подчеркивает рельефность и объём.

9.
Сама по себе роспись может быть упрощена тем, что вы разбиваете свой задуманный рисунок на части сначала крупные: то есть Ширина, длина, высота, середина и так далее. Делаете отметки на вашей подготовленной поверхности, потом уже после укрупнённого наброска можно переходить к проработке деталей, но пока тоже карандашом. Есть для темного фона специально белые карандаши, они смешиваясь с краской исчезают. После наброска карандашом начинаете работать с краской прорабатывая сначала все детали одним цветом, потом следующим и так слоями один цвет за другим лягут на поверхность рисунком. Техника рисования на мебели похожа на рисование на тканях, она не требует проработки каждого отдельного элемента сразу всеми цветами, а именно послойного нанесения каждого цвета на все полотно вашего рисунка.

10.
Так же стоит учесть, что краска и акрил, и меловая быстро сохнет и практически не смешивается, все смешивания производите заранее на палитре.
Для упрощения можно использовать трафареты и линейки с геометрическими фигурами.

11.
В качестве объекта декора мы используем вот такие деревянные рамки с фасадами

12.
Через некоторое время все эти деревянные поверхности превратятся в настоящие произведения искусства

13.
После нанесения первого слоя - требуется сушка

14.
Для сушки нанесенного рисунка используется обыкновенный фен

15.
Декорирование и разрисовка

16.
Краска для трафаретного нанесения

17.
Трафаретное нанесение декора

18.
Для необходимой фиксации трафарета на поверхности обрабатываемой поверхности, используем обыкновенный скотч

19.
Кистью наносим слой краски на трафарет, имитируя легкую состаренность

20.
Трафарет

21.
Трафаретная обработка поверхности - одна из интереснейших форм декора

22.
Трафаретная обработка бывает различная. Применяются разные трафареты и методы нанесения краски на трафарет

23.
Илюзия потертого шика

24.
Трафареты

25.
А вот пример трафаретного покрытия

26.
Сова

27.
Гроздь

28.
Для трафаретного нанесения разводим краску

29.
Рисование - важная художественная часть. Тут творчество не имеет границ

30.
Краски

31.
Декор

32.
Вот этот мне больше всего понравился

33.
Перерисовываем декор на поверхность карандашом

34.
Буйство красок

35.
Стол художника - краски, кисти, творческий беспредел

36.
Кисти - руки художника

37.
Девочки без особой подготовки за несколько часов превращаются в настоящих творцов

38.
Спустя некоторое время, сложно даже поверить, что несколько часов назад все эти девочки не умели рисовать. Искусство затягивает

39.
Смешиваем краски, как душе угодно

40.
Кисти

41.
Художники - народ занятой

42.
Тут требуется кропотливая работа

43.
Рисование

44.
Посмотрите какая красота

45.
Закрепляем и сушим краску феном

46.
Национальный чукотский рисунок

47.
Девочки художницы

48.
Трафареты

49.
Роспись по дереву

50.
Творческая студия росписи по дереву

51.
Все заняты своим делом

52.
Роспись по дереву

53.
Роспись по дереву - искусство требующее самоотречения

54.
Переносим декор на дерево тонкой контурной кистью

55.
Роспись по дереву

56.
Посмотрите, как увлеченно втягиваются девочки в роспись по дереву

57.
Кисточки должны быть чистыми после каждого нового колора

58.
Кисти

59.
Тут неслучана губка. Именно влажной губкой можно удалить ненужно нанесенный ляп.

60.
Ах. какие цвета!

61.
Рабочий аксессуар художника по дереву

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.
Краски, кисти, художники.

69.
Краски!

70.
Краски - самая трепетная тема художника.

71.
Умение создавать свой самобытный колор, как настроение работы - основная задача художника.

72.
Для смешивания колора используем одноразовую пластиковую посуду и кисти.

73.
Цвет - это настроение художника.

74.
Кисть.

75.
Я птоже приложился к прекрасному - оформив рамку художника в бордовых тонах.

76.
Роспись по дереву

77.
Художественная роспись по дереву

78.
Росписываем дерево красками и закрепляем нанесенную роспись при помощи сушки феном

79.
Творчество, как оно есть

80.
Знакомый вами стиль - трафаретного декорирования деревяннной поверхности

81.
Трафаретная обработка по дереву

82.
Декорирование росписи по дереву. Очищаем и состариваем рисунок при помощи влажной губки.

83.
Добавляем рисунок на дерево

84.
В конечном итоге должна получиться вот такая красота

85.
Рисуем по дереву

86.
Разрисовываем каждую детать кропотливо и медленно

87.
Копируем декорир рисунка до каждой мелочи

88.
За несколько часов можно из девочек сделать настоящих художников по дереву

89.
Ножницы

90.
Доска не завершена. Впереди оформление рамки, декупаж и декорирование.

91.
Пока рисунок доски подсыхает, художник подготавливается к декорированию доски - готовит колор, подготавливает кисти, фантазирует.

92.
Художники - жуткие фантазеры

93.
Посмотрите, в каком творческом порыве прибывают художники в период росписи по дереву

94.
Рисунок и стиль оформления каждой работы приходит к художнику спонтанно

95.
Девочки без какой-либо художественной подготовки всего за несколько часов кропотливого творчества на моих глазах создали уникальные вещи. Каждый из исполненных ими рисунков может легко стать украшением любого деревянного комода, шкафа, стула, стола, причем как снаружи, так и внутри. В данном случае для росписи использовался обычный фасад обычного мебельного ящика.

96.
Кисти для росписи по дереву

97.
Смешиваем колор

08.
На сегодняшний день существует огромное количество различных видов росписи, для каждой характерны определенные орнаменты - Волховская, Северодвинская, Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская, Палехская и другие. Если материалы для росписи использовались уникальные, то техника нанесение рисунка на дерево везде была приблизительно одинаковая.

100.
Как вы думаете, для чего художнику - этот художественный молоток?

101.
Гравировать имена - дело требующее самоотречения! Прибиваем инициалы автора.

102.
Ну и конечно же, по старой традиции художников - авторы фотографируются со своими шедеврами.

103.
Вcе работы выполненные девочками без художественной подготовки всего за несколько часов. Каждый из исполненных ими рисунков может стать украшением любого комода, шкафа, стула, стола, причем как снаружи, так и внутри. В данном случае росписи использовался обычный фасад мебельного ящика. Посмотрите, как красиво.

104.
Каждая работа девочек - самобытна и уникальна

105.
Всего за несколько часов работы можно научиться созданию вот такой красоты

106.
Каждая девочка может за несколько часов росписи по дереву превратиться в настоящего художника

107.
Посмотрите, как можно оформить свою мебель при помощи росписи

108.
Мне вот эта работа очень понравилась. А вам?

109.
Очень красиво

110.
Трафарирование и декор - важная часть росписи по дереву

111.
Прекрасная работа. И всего, за несколько часов росписи.

112.
Помните эту работу и как она создавалась?

113.
Вот такие шедевры можно создавать из дерева, красок и творчества

114.
Дарья Гейлер - замечательный руководитель творческой студии росписи по дереву

115.
Новиковский Максим был с вами объективен до последнего фото снимка

Такие дела

Максим Новиковский/Canon
Все предоставленные материалы являются собственностью автора.
При использовании любых материалов ссылка на этот сайт обязательна -
Если вас интересует сотрудничество - Я размещаю рекламу в своем журнале и с удовольствием подготовлю фоторепортаж о вашем продукте и идее, проведу конкурс среди читателей, отправлюсь в путешествие с вашим продуктом.

Роспись по дереву - это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства и народного промысла. Издавна украшение различных деревянных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес к росписи по дереву возрождается, так давайте разберемся в чем же её особенность?

Украсить росписью по дереву можно практически все, что нас окружает. Это может быть посуда, различные аксессуары для дома, шкатулки, вазы, гребни,браслеты, бусы, серьги, игрушки. Расписывать также можно деревянную мебель, деревянные скульптуры.У каждого мастера имеется собственный подход к росписи по дереву. Но среди многообразия росписей существует определенная последовательность их выполнения. Это подготовка поверхности древесины, нанесение защитного покрытия, нанесение грунтовки, собственно сама роспись по дереву, закрепление росписи. Рассмотрим чуть подробнее каждый из этих этапов.

Подготовка деревянного изделия к росписи начинается с шлифовки («зашкуривания») расписываемой поверхности. Шлифовка нужна для того, чтобы в дальнейшем красящие пигменты лучше «сцепились» с древесиной и роспись была более стойкой. Для шлифовки обычно применяется

как минимум 2 типа наждачной бумаги: сначала с более крупным зерном, а затем - с более мелким. Шлифовка всегда выполняется по направлению вдоль волокон древесины.

Следующий этап - это нанесение защитного покрытия на поверхность древесины. В качестве такого покрытия, как правило, выступает морилка: спиртовая, водная, масляная. Морилка помогает древесине лучше храниться. Морилку следует наносить на поверхность деревянного изделия в соответствии с инструкциями, указанными производителем.После нанесения защитного покрытия приступают к грунтовке поверхности древесины. Грунтовка обеспечивает более равномерное нанесение краски во время выполнения росписи. Грунтовочный

  • Гибкие настройки. Качественный трафик для сайта
  • hydra2center.com
  • Торг текстиль! Поиск по категориям! Огромная база! Заходи! Прими участие
  • glav-opt.info
состав наносится на изделие либо широкой плоской кистью, либо, если поверхность достаточно большая, валиком.Наконец наступает очередь выполнения непосредственно росписи.

Лучше всего использовать для росписи современные акриловые краски : они яркие, стойкие, имеют множество оттенков. Также подходят для росписи по дереву краски масляные, но они сохнут медленнее и менее разнообразны. А начинающие могут при выполнении своих первых работ пользоваться художественной гуашью.

Техники росписи по дереву очень разнообразны. При этом есть как народные, веками используемые техники (волховская, северодвинская, хохломская роспись, городецкая), так и индивидуальные, применяемые каждым мастером на свой вкус. Постепенно можно выработать свой собственный стиль работы. Мне ближе всего оказалась именно "Городецкая роспись", так как она очень душевная, теплая и искренняя, не даром её называют "дыханием дерева сквозь краски".



Когда изделие расписано, нужно обязательно рисунок закрепить . Для этого изделие покрывают лаком, чаще всего - акриловым. Также могут применяться лаки мебельные (нитролаки) или масляные. Выбор лака зависит от того, какое именно изделие расписывается. Например, акриловый лак под воздействием тепла может делать деревянные изделия слегка липкими, поэтому деревянные украшения вроде браслетов или бус покрывать таким лаком нежелательно.

Роспись по дереву - это очень интересное и увлекательное хобби. Творите, друзья, вкладывайте в изделия частичку своей души и оно будет радовать Вас и ваших близких долгие годы!!!

Публикации раздела Традиции

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты - с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин - красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской - до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты - это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу ... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина … Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

Александр Котухин, миниатюрист

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией» . По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве» .

Роспись по дереву, это такой вид искусства которое уходит в далекое прошлое. Еще задолго до начала нашей эры, первые люди, научившись изготавливать из металлов инструменты, задумались о том, что им можно придать красивый и оригинальный вид.

В настоящее время своеобразные рисунки на мебели, игрушках, посуде и на иных предметах становятся оригинальным украшением, чему радуются не только дети, но и даже взрослые.

Как подготовиться к росписи

Первым делом, прежде чем начать рисовать, следует подготовить целый ряд необходимых для этого инструментов и иных необходимых вещей:

  • Деревянный предмет, на котором и придется рисовать данный шедевр.
  • Емкость для жидкости, которая понадобится в процессе рисования.
  • Мягкие карандаши.
  • Стиральная резинка.
  • Наждачная бумага для обработки поверхности.
  • В случае эскизных набросков понадобятся жесткие листы бумаги.
  • Несколько кисточек для рисования.
  • Если рисующий новичок, то потребуются готовые шаблоны.
  • Палитра.
  • Краски.
  • Грунтовочная смесь.
  • Лак, желательно прозрачный, для того чтобы готовый рисунок не подвергался внешним воздействиям.

Что касается выбора, то грунтовку подобрать очень просто, поскольку отталкиваться следует от краски, а вот с ней все обстоит значительно сложнее.

Чаще всего для работы профессионалы советуют применять такие типы:

  • Масляную.
  • Акриловую.
  • Гуашевую.
  • Анилиновую.
  • Акварельную.

Каждый тип обладает своими преимуществами, недостатками и характером применения.

Сходства и отличия различных типов красок

Гуашевые или плакатные краски изготавливаются в густой форме и непрозрачной массе. Рисовать ими очень просто, но лишь незамысловатые узоры. У любой гуаши должны быть определенные качества:

  • Они обязаны легко наносится на любую поверхность.
  • После нанесения и высыхания, качественные краски не должны растрескиваться и тем более стираться.
  • Для более прочного схватывания краски на поверхности разбавлять гуашь рекомендуется не обычной водой из-под крана, а смесью клея ПВА и воды. В этом случае рисунок держаться будет намного прочнее и к тому же наносить предварительно грунтовку будет не обязательно.
  • При рассмотрении с детства любимых акварельных красок, то расписывать ими можно более сложные узоры с огромным количеством разнообразных оттенков.
  • Для обеспечения качественного рисунка каждая акварель должна быть:
  • Ровной при нанесении на любую поверхность.
  • Как и гуашь, после высыхания не трескаться и не осыпаться.

Главное преимущество этого типа красок заключается в том, что ее можно просто смыть, высушить, нанести на поверхность грунтовку и вновь расписать.

При помощи акриловых красок для рисования по дереву можно творить действительно потрясающие шедевры. Они по праву относятся к категории лучших. Их достоинство заключается не только в том, что любой рисунок становится невероятно красивым, но и в том, что при помощи акрила становится долговечнее и сам материал, на котором осуществляется роспись.

Рисовать по дереву можно различными красками, в том числе и масляными. Но данный тип не следует использовать новичкам, поскольку работа с ними отличается особыми требованиями.

Масляную краску перед применением следует развести с помощью олифы или иного растворителя до той консистенции, которая необходима. Буквально сразу же можно приступать к росписи.

К основным характеристикам масляных красок относятся:

  • С их помощью можно добиться красивых ярких узоров на темных тонах. Любая масляная краска обладает только яркими оттенками.
  • Они практически въедаются в поверхность, и после высыхания как-либо стереть их, попросту нереально.

Говоря о красках на основе анилина, следует заметить, что их с каждым годом можно встретить все чаще в домашнем интерьере. Некоторые умельцы не только расписывают ими различные деревянные предметы и сувениры, но и раскрашивают красками стены, а в деревнях и селах даже фасады домов.

Как осуществляется роспись

Любые рисунки при помощи красок основаны в первую очередь на мастерстве. Исходя из этого, применяются три технологии:

  • По эскизу.
  • Точечная методика.
  • При помощи трафарета.

Эскизная методика

Эскизная методика представляется в виде разрисовки эскиза, который впоследствии рисуется на основном материале.

При помощи эскизов составляются самые разнообразные узоры, которые могут быть в виде абстракций, геометрических фигур и даже профессиональными набросками.

После того как рисунок готов он покрывается лаком, который значительно увеличит как долговечность так и яркость красок. Подбирается лак таким же образом, как и грунтовка. Как только покрытие высыхает готовым рисунком можно пользоваться таким образом, каким заблагорассудится.

Точечная методика

При помощи точечных технологий создавать действительно неповторимые вещи сможет даже тот, у кого никогда не было профессиональных навыков рисования. Данная методика заключается в том, что на эскизе выставляются специальные точки, по которым при переносе на основную поверхность и происходит более точная разрисовка.

Следует отметить что, не имея навыков воспользоваться этим методом достаточно сложно. Но с другой стороны, наверное каждый помнит, как в школе на уроке рисования при помощи линий вырисовывали силуэты, обозначенные цифрами. Точечная методика имеет самое прямое отношение к этим линиям и соответственно чем больше при работе будет перенесено точек, те качественнее и четче картинка и будет соответствовать желаемой. После окончания переноса картинки ее останется лишь раскрасить выбранными красками.

Трафаретная методика

И наконец трафаретный метод. Методика при которой используется определенный шаблон, считается самой элементарной.

Для рисунка требуется взять подобранный трафарет, прижать его разрисовываемому материалу, затем обвести при помощи карандаша и затем раскрасить. Сам трафарет можно заказать у профессионального художника, либо сделать его на основе потенциально объективной картинки своими руками.

Напоследок следует отметить, что при желании и упорстве, разрисовать любые предметы, а в особенности деревянные не очень и сложно. Если научиться пользоваться какой-нибудь из представленных методик, выбрать для этого дела качественные краски, можно сотворить невероятнее шедевры.

Если же свои рисунки наносить на предметы быта, то интерьер даже в самом незатейливом помещении может превратиться в уникальный и неповторимый.

Видео: Роспись по дереву красками

Расписать своими руками деревянную заготовку — будь то рама для зеркала, детский стульчик или пасхальное яйцо — приходит в голову многим, особенно когда в семье появляются дети. Мамам хочется добавить в интерьер индивидуальности, а маленьким мастерам — оставить свой след. Однако найдя в продаже подходящее неокрашенное изделие, большинство начинающих художников сразу берутся за краски, пренебрегая подготовкой поверхности. Расскажем, как сделать роспись по дереву по всем правилам.

Неокрашенные деревянные заготовки называют «белье». Они требуют к себе особого отношения. Их надо тщательно выбирать, обращая внимание и на саму текстуру дерева, и на форму заготовки. Ведь работа над изделием начинается уже с этого момента. Древесина — живой материал, и хорошо бы знать свойства и различия ее видов.

Липа традиционно считается в России лучшим материалом. У нее чистая, легкая, податливая, мягкая древесина. Особенно ценятся заготовки не пиленые, а колотые. Липа стоит сейчас уже не так дешево, как раньше. И это справедливо. Да и совесть уже не позволяет попусту тратить эту красавицу. Липа легко принимает краску, поэтому метод тонировки может быть самым приемлемым для нее.

Береза стоит по популярности на втором месте после липы. Ее древесина слегка сероватая, более плотная, тяжелая. Иногда с «родинками».

Осина на первый взгляд кажется похожей на липу. Однако если липа «теплая», то осина — холодная на ощупь, и ею принято брезговать. Ее текстура неоднородна, усыхая, она коробится, а яичные заготовки плющит. Распознать осину можно и по мрамористым разводам, и по заусеницам.

Хвойные породы. Ель и сосна — традиционная северная древесина. Хвойные имеют желтоватую древесину, по текстуре неоднородны, волокнисты и с выраженными смолистыми участками. Из них предпочитали делать только крупные формы. Магазин IKEA предлагает множество заготовок из сосны, и только ленивый не расписал еще квадратное «икейское» зеркало.

Бук попадает к нам преимущественно из Буковины — Западной Украины. Древесина темного цвета с розовато-белым отливом. Очень плотная, тяжелая и, как дуб, — в узкую насечку. По хорошо отшлифованному буку можно рисовать даже без грунтовки. Однако бук «ведет», он перекручивается и поэтому не может считаться очень хорошим материалом под роспись.

Дуб — красивая, благородная древесина серовато-желтоватого цвета. Текстура его неоднородна, как и у бука. Он хорош уже сам по себе. И закрашивать его жалко.

Заготовки из шпона и папье-маше предлагает нам хобби-индустрия. Эти более щадящие природу варианты имеют много преимуществ. Заготовки легкие, изящные и любых форм-конфигураций. Папье-маше нуждается в полной окраске поверхности, а вот шпон лучше тонировать.

Фанера — также хороший материал под роспись. Тонирование, как и у шпона, выявляет красивый природный рисунок древесины. Очень хорошо окрашивается и обрабатывается. На ее безупречно гладкой поверхности легко рисовать.

Правила обращения с деревянными заготовками

Работая с материалом, не забывайте, что он — живой. Он дышит, его может от чего-то коробить. Поэтому обращайтесь с заготовками любя, и тогда получится, что предмет сам подскажет вам наилучший вариант его декорирования.

  1. Принесенное с улицы «белье» надо выдержать пару дней при комнатной температуре, чтоб оно естественно просохло (не у батареи). И касается это не только заготовок, приобретенных на вернисажах, но и купленных в магазине.
  2. Если на поверхности есть изъяны в виде сучков и щербинок — их нужно зашпатлевать шпатлевкой по дереву для внутренних работ. Желательно выбрать тонированную под цвет древесины, но можно и белую.
  3. После окончательной просушки изделие надо обработать наждачной бумагой по направлению вдоль волокон.
  4. Поверхность древесины можно подгрунтовать, окрасить или затонировать. И после любой из этих операций опять обработать мягкой наждачной бумагой.

Чем грунтовать

Грунты — это вспомогательные материалы для пропитки древесины. Они нужны для того, чтоб краска ложилась ровнее, а при финишной обработке лаки и прочие материалы не «проваливались». При работе с традиционными заготовками из липы и березы отдадим предпочтение и старым рецептам грунтовки крахмалом и яичным белком .

Картофельный крахмал лучше всего годится для заготовок из липы. Он не только хорошо уклеивает поры, но и придает дереву приятный белый налет.

Готовят крахмальный грунт так же, как и кисель.

  1. Одну чайную ложку без горки высыпать в кастрюльку и, потихоньку помешивая, влить стакан холодной воды. Комков быть не должно.
  2. Помешивая, довести до кипения. Немного остудить. Клейстер должен быть не очень густым.
  3. Обмазывать заготовку следует, пока он теплый, можно рукой или плоской широкой кисточкой. При этом важно, чтобы на поверхности не образовывались наплывы (например, в бороздках токарных изделий), их надо тут же растирать.
  4. После первой просушки слегка затрите поверхность мягкой наждачной бумагой № 0 или № 1, просто чтоб убрать неровности. По правилам процедуру крахмаления нужно повторить раза два. Зашкуривайте поверхность аккуратными, не хаотичными движениями в одном направлении и не сильно, иначе сотрется весь нанесенный крахмал.
  5. Изделие, обработанное крахмальным грунтом, нуждается в финишном покрытии лаком НЦ или ПФ. Акриловые лаки для этого способа не годятся.

Яичный белок тоже может стать грунтом. Аккуратно отделите белок от желтка, удалите жгутик, слегка взбейте и рукой обмажьте поверхность. Все правила обработки точно такие же, как и с картофельным крахмалом.

Один слой нитролака (НЦ) также может считаться грунтом. Лак должен быть негустым, при необходимости его можно разбавлять растворителем № 646 или ацетоном. Лак наносится на поверхность, просушивается и перед росписью обрабатывается наждачной бумагой.

Акриловые грунты — современные материалы, однако найти прозрачный грунт не всегда легко, а плотные белые и черные грунты не очень-то годятся для росписи, разве что в каком-то особом случае.

Грунт-колер — это, по сути, не разбавленная водой краска (темперная или акриловая), которой окрашена поверхность. Такой способ позволяет не только подготовить основу, но и одновременно придать ей сразу нужный фон.

Тонировка — это изменение цвета древесины с сохранением ее текстуры. Продаются пропитки типа «Пиноколор», но любая разведенная пожиже краска тоже может быть хорошим тонирующим средством. Наносить краску лучше поролоном, аккуратно и быстро втирая его в одном направлении. Древесина после высыхания всегда ощеривается, и ее надо сгладить наждачной бумагой.

Финишная обработка поверхности

Многие российские мастера до сих пор используют для финишной отделки масляный лак ПФ, АК и нитролак НЦ, однако существуют и другие составы для внутренних работ, которые и сохнут быстрее, чем ПФ, и лучше, чем НЦ, по многим свойствам.

Акриловые лаки , конечно, были созданы для акриловых красок. Но ими можно покрыть и темперную роспись. Их преимущество в том, что они на водной основе, считаются экологически безопасными, легко наносятся и быстро сохнут. Однако после высыхания эти лаки слегка залипают, особенно под воздействием тепла. Поэтому нежелательно покрывать ими такие предметы, как, например, деревянные браслеты. Некоторые лаки при повышенной температуре дают временную белесость, которая потом проходит. Например, столешница, обработанная некоторыми акриловыми лаками, может временно побелеть под чашкой с горячим кофе.

Наносить лак на плоские большие поверхности лучше всего широкой плоской синтетической кистью с мягким ворсом быстрыми движениями по наикратчайшим отрезкам. Покрывая лаком доску, сперва пройдитесь кисточкой по торцам, а потом по основной поверхности. Особое внимание уделите торцам: важно, чтобы на них не затек лак.

Залачить небольшие токарные формы типа яйца можно способом погружения . Обычно в этом случае выбирают масляный лак.

Способ растекания подходит для покрытия лаком мелких предметов: брошей, пуговиц и т.п. Для удобства наклейте на твердую основу кусочек двухстороннего скотча по размеру изделия, а уже на него — само изделие и слегка коснитесь его в центре кисточкой, сильно наполненной лаком.

Лучше для этого использовать не плоскую кисть, а мягкую круглую, желательно натуральную. Чтобы хорошо растечься по поверхности, лак не должен быть густым. Оптимальный вариант — лак ПФ.

Жидкий воск и мастика придают деревянной поверхности мягкий блеск и благородный вид. Очень хорошо зарекомендовали себя жидкие воски. Некоторые из них перед нанесением нужно разогреть на паровой бане, некоторые в этом не нуждаются. Кристаллизация восков происходит наилучшим образом не под воздействием тепла, а от холода. Поэтому сушить их лучше на сквозняке. Воски бывают бесцветные и тонированные, некоторые даже с отдушками.