Риск налогообложения. Как компании снизить налоговые риски Виды государственных налоговых рисков

Налоговое законодательство не содержит четкого определения того, что такое налоговые риски предприятия. Этот термин можно встретить, скорее, в научной литературе. Вместе с тем, налоговые риски можно охарактеризовать как опасности возникновения финансовых потерь, а также неблагоприятных правовых последствий, которые могут быть оценены с той или иной степенью вероятности.

Виды налоговых рисков

Виды налоговых рисков организации классифицируются по разным критериям. Допустим, по характеру возникновения риски делят на:

  • внешние, не зависящие от деятельности компании. То есть связанные с макроэкономическими факторами или политическими переменами в государстве, которые приводят к изменениям в налоговой системе;
  • внутренние, возникающие в результате деятельности компании. Это может быть переход организации на другую систему налогообложения, смена поставщиков, увеличение количества работников и т.д.

По времени возникновения выделяют риски:

  • текущие, которые имеют место здесь и сейчас. К примеру, если срок представления налоговой декларации истекает сегодня-завтра, то пропуск срока и несдача декларации в течение 10 рабочих дней после срока, несет в себе риск приостановления операций по счетам организации (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • перспективные. Заключаются в том, что действия компании сегодня (например, заключение договора с сомнительным контрагентом) могут привести к негативным последствиям в будущем.

Также в научной литературе выделяют такие основные группы рисков, как:

  • риски налогового контроля - возможные доначисления по результатам камеральных и выездных проверок (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);
  • риски увеличения налоговых обязательств - повышение налоговых ставок, отмена и т.д.;
  • риски правового характера. Речь идет, в первую очередь, о неопределенности налогового законодательства, которая приводит к различным толкованиям норм права со всеми вытекающими отсюда последствиями (разные точки зрения налогоплательщиков и налоговых органов, доначисления по налогам, пени, штрафы, судебные издержки и т.д.).

Кроме того, налоговые риски бизнес может создавать себе сам, точнее лица, занимающие руководящие должности в бизнесе. К примеру, при непроявлении при выборе контрагентов, либо при умышленном уклонении от уплаты налогов.

Оценка налоговых рисков на уровне фирмы

Некоторые налоговые риски организация может оценить самостоятельно. Допустим, бухгалтер фирмы может самостоятельно рассчитать уровень компании и тем самым оценить вероятность попадания организации в план проведения выездных проверок.

Что представляет собой управление налоговыми рисками? Кто должен заниматься управлением налоговыми рисками на предприятии? Какие налоговые риски могут сопутствовать бизнесу? Какие меры необходимо предпринимать в рамках управления налоговыми рисками? В интервью Андрей Зуйков, директор Дирекции налоговой политики ОАО «НТВ-­Плюс», даст четкие ответы на поставленные вопросы.

Зуйков Андрей Валерьевич

В 2001 году закончил Академический правовой университет при ИГП РАН по специальности «юрист», в 2006 г. - Академию народного хозяйства при Правительстве РФ по специальности «экономист». С 2002 года - консультант по налогам и сборам. Начиная с 2001 года занимался налоговой практикой в производственной, инжиниринговой, строительной, алкогольной отраслях. С 2007 года - директор дирекции налоговой политики ОАО «НТВ-­ПЛЮС», где обеспечивает налоговую ­безопасность ­компании по настоящее время.


- Ч то представляет собой управление налоговыми рисками на ­конкретном предприятии?

Как правило, на крупных предприятиях внедрена целая система управления рисками, включающая в себя управление финансовыми, юридическими, репутационными и другими рисками. Одним из этих элементов является система управления налоговыми ­рисками, которая, однако, может быть и самостоятельной.

Задачей такой системы является выявить, оценить и своевременно среагировать на налоговые риски с целью уменьшения вероятности их возникновения или минимизации негативных последствий, связанных с процессом налогообложения.

Система управления налоговыми рисками начинается с управленческого решения о ее создании, то есть собственники или менеджмент должны прийти к такому решению. Обычно эта система включает организационную структуру, процедуры, функции, ответственность ­работников подразделений, отвечающих за управление ­налоговыми рисками.

Иными словами, организация, заботящаяся о своем финансовом положении, репутации, занимающая активную позицию по управлению своими предпринимательскими рисками, рано или поздно задумывается о создании подразделения, в функции, полномочия и зону ответственности которого входит анализ совершаемых операций, их оценка на соответствие налоговому законодательству, ­сложившейся практике и минимизация негативных последствий.

- Вы говорите о создании некоего отдельного подразделения, в то время как во множестве российских компаний налоговыми ­вопросами ­занимается главный бухгалтер…

Да, зачастую так и происходит. И иногда это оправданно. Необходимо понимать задачи, которые ставятся собственником и ­менеджментом в этой области, финансовые возможности и т.п.

Но если говорить о комплексном подходе к управлению налоговыми рисками, а это подразумевает взаимодействие всех подразделений компании в процессе выявления и оценки рисков по направлениям деятельности, то передача функций управления подразделению, риски которого контролируются, может нивелировать ­положительный эффект от внедрения процедур управления рисками. Ведь зачастую риски создаются самой бухгалтерской службой. Это так называемые риски процесса, т.е. налоговые риски, обусловленные допущенными неумышленными ошибками бухгалтерских служб ­налогоплательщиков (например, технические ошибки).

Кроме того, необходимо отметить, что в последнее время под налоговыми рисками начинают понимать не только риски налоговых доначислений. Крупные международные компании, а вслед за ними и российские, под налоговыми рисками понимают еще и риски переплаты налогов, неиспользования налоговых льгот, налоговых резервов, кредитование бюджета, т.е. риски неэффективного налогообложения. Со ­всеми этими задачами бухгалтерская служба ­справиться не в состоянии…

В целом управление налоговыми рисками осуществляется за счет внутренних и внешних источников.

Управление рисками за счет внутренних источников подразумевает управление внутри организации без привлечения внешних ­консультантов.

Эффективность такого способа управления налоговыми рисками зависит от множества факторов: от подхода компании к данному вопросу; от количества персонала, занимающегося управлением налоговыми рисками; от квалифицированности персонала; от степени ­вовлеченности персонала в процесс принятия решений.

Управление налоговыми рисками за счет внешних источников осуществляется посредством привлечения сторонних налоговых ­консультантов или контролирующих служб.

Комбинированный способ объединяет внутренний и внешний интеллектуальные ресурсы.

Выбор того или иного ресурса, за счет которого будет осуществляться управление налоговыми рисками, как я уже говорил, зависит от многих факторов: масштабов бизнеса организации, затрат на ­обеспечение налоговой безопасности и т.д.

- С какими налоговыми рисками может столкнуться организация?

Риски, возникающие в результате правоприменения и толкования налогового законодательства налоговыми органами и судами (так называемые риски окружения).

К ним можно отнести налоговые риски, обусловленные несовершенством законодательства, наличием пробелов в нормативных документах, когда какой­-то вопрос либо не урегулирован совсем, либо разные документы содержат различное толкование одних и тех же норм, они связаны с противоречиями и неясностями актов налогового законодательства. Поэтому следует помнить о правиле, предусмотренном п. 7 ст. 3 НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».

В эту группу можно также включить налоговые риски, возникающие вследствие неопределенности применения налоговых законов в различных обстоятельствах, риски возможного изменения налогового законодательства или практики, неожиданные судебные решения. Организация не может повлиять на вероятность наступления данных рисков. Причем основную роль в процессе создания этих рисков играет государство.

О следующей группе рисков я уже упомянул. Это налоговые риски, связанные с неверным исполнением налоговых законов, ошибками в налоговом учете или налоговом планировании (так ­называемые риски процесса):

  • налоговые риски, обусловленные допущенными неумышленными ошибками налогоплательщиков (например, технические ошибки). Причинами допущения таких ошибок могут быть недостаточный уровень квалификации работников бухгалтерских служб. Часто подобные риски возникают из­-за простых управленческих ошибок, когда налоговый или бухгалтерский отделы не вовлечены в процесс принятия управленческих решений;
  • налоговые риски, обусловленные сознательными действиями. Данная группа налоговых рисков вызвана стремлением налогоплательщика уменьшить размер налогового бремени, используя для этого разные инструменты налогового планирования либо просто путем прямого уклонения от налогообложения.

Группа рисков неэффективного налогообложения - это риски переплаты налогов, неиспользования налоговых льгот, налоговых ­резервов, кредитование бюджета и т.д.

Когда предприятие стремится сэкономить на налогах, оно находится в зоне потенциального риска, и поэтому действовать требуется крайне осмотрительно. Как следствие, возможно наступление ­репутационных налоговых рисков.

Это риски нанесения ущерба репутации компании, что может привести к уменьшению числа клиентов, отказу поставщиков от работы с предприятием из­за формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости компании или характере деятельности в целом.

Задача минимизации репутационного риска основывается на минимизации претензий к организации со стороны третьих лиц, в первую очередь налоговых, правоохранительных и судебных органов. Эти риски являются внешними по отношению к рискам процесса и рискам толкования закона, т.к. не всегда претензии со стороны налоговых органов основаны на нарушении налогоплательщиком ­действующего налогового законодательства.

- Какие этапы работы с налоговыми рисками Вы могли бы выделить?

В управлении налоговыми рисками выделяют выявление налоговых рисков, оценку налоговых рисков, выработку мер по реагированию на налоговые риски, контроль (мониторинг) за ­исполнением мер по минимизации (устранению) налоговых рисков.

В рамках работы по выявлению необходимо соблюдать баланс основных принципов налоговой политики:

  • соблюдение осторожности суждений о требованиях ­налогового законодательства;
  • взвешенный подход к налоговым рискам, которые могут возникнуть при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве;
  • достаточная степень профессионального консерватизма в отношении налогообложения операций и сделок при ­неоднозначном толковании действующего законодательства;
  • оптимизация налогообложения, т.е. разработка комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на оптимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков, предполагающих баланс уровня налоговой ­нагрузки и удержание налоговых рисков в допустимых пределах.

Как понятие налогового риска, так и принципы его оценки очень субъективны и зависят, как правило, от квалификации исполнителя и используемых им оценочных критериев, соответствия/несоответствия позиции Министерства финансов и налоговых органов и ­вероятности обнаружения риска (найдут/не найдут).

Кроме финансовых аспектов риска (т.е. суммы возможных доначислений налогов и штрафов), при определении принципов оценки риска необходимо учитывать и иные последствия налоговых рисков для компании (например, репутационные), что позволит выработать более сбалансированный подход к их оценке.

Для оценки налоговых рисков деятельности вашего предприятия вам может помочь Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ­3­06/333@ (ред. от 14.10.2008 г.). В частности, Концепцией определены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, что делает для организаций процесс выбора объекта выездной налоговой проверки более прозрачным.

Согласно этой Концепции существуют всего 12 критериев выбора объекта выездной налоговой проверки, при наличии которых возможно проведение выездной налоговой проверки. Например, в Концепции присутствует такой критерий, как ведение финансово-­хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Под него подпадают операции с контрагентами, которые могут привести к налоговым рискам.

Вменение налоговых претензий, основанных на недобросовестности контрагентов, сейчас стало особенно «популярным» среди ­налоговых органов и приобрело значительный размах.

В этой связи наибольшую актуальность приобретает проявление осмотрительности при выборе контрагентов, что позволит в будущем избежать доначислений налогов, если вдруг, например, генеральный директор вашего поставщика откажется от совершения вашей сделки.

Я могу посоветовать закрепить локальным нормативным актом по вашей компании порядок документооборота при заключении ­сделок, а также требования, предъявляемые к вашим контрагентам.

Оценка рисков может быть качественной и количественной.

При количественной оценке, т.е. при определении суммы риска, достаточно умножить базу для расчета риска на налоговую ставку налога, по которому возник риск. Например, если возник риск по налогу на прибыль в виде отсутствия документального подтверждения расхода, для расчета риска необходимо умножить сумму расходов, по ­которым нет документального подтверждения, на налоговую ­ставку.

Качественная оценка - это оценка вероятности возникновения налогового риска (используется экспертный метод):

  • высокий риск - требования налогового законодательства нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина России по сложным вопросам налогового законодательства достаточно обоснована и неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо сложилась не в пользу налогоплательщика;
  • средний риск - требования налогового законодательства не нарушены, но позиция налоговых органов и/или Минфина России неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо позиция судов неоднозначна;
  • низкий риск - требования налогового законодательства не нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина ­России неблагоприятна для налогоплательщика, но арбитражная практика сложилась в пользу налогоплательщика.

Для проведения качественной оценки могут использоваться и ранжирование, когда в баллах оцениваются:

  • вероятность обнаружения (вероятность возникновения претензий налогового органа) - характеристика риска, которая представляет экспертную оценку, данную в интервале от 1 до 5 в зависимости от возможности обнаружения обстоятельств, лежащих в основании риска, при проведении налоговых или иных проверок;
  • вероятность проигрыша спора в суде в случае возникновения претензий налогового органа - характеристика риска, которая представляет экспертную оценку, данную в интервале от 1 до 5 в зависимости от возможности проигрыша спора в суде с ­учетом сформировавшейся судебной практики.

Оценивается вероятность наступления рискового события, т.е. вероятность обнаружения (вероятность возникновения претензий налогового органа), и вероятность проигрыша спора в суде в случае возникновения претензий налогового органа, после чего определяется степень риска.

Показатели оценки риска умножаются и ранжируются по следующим группам: «remote» - отдаленный (степень риска от 1 до 5), ­«possible» - возможный (степень риска от 6 до 14), «probable» - вероятный (степень риска от 15 до 25). После чего определяется ­интегральная оценка риска:

Интегральная оценка риска = Степень риска Ч Финансовая ­оценка риска х Величина риска.

- А какие способы реагирования на налоговые риски Вы посоветовали бы предпринимать налогоплательщикам? И как контролировать управление налоговыми рисками?

В рамках выработки мер по реагированию на налоговые риски на практике применяются следующие методы.

Принятие риска. Риск принимается, если все доступные способы его снижения не являются экономически целесообразными по сравнению с ущербом, который может нанести реализация риска. Руководители осведомлены о наличии данного риска и его характеристиках и ­осознанно не предпринимают каких­-либо мер воздействия на риск.

Предотвращение/избежание риска. Избежание риска реализуется путем прекращения определенного вида деятельности, хозяйственных операций, ведущих к риску. Одним из способов избежания рисков является изменение стратегических задач или операционного процесса.

Передача/перенос риска. Решение о передаче риска зависит от характера деятельности, важности связанной с риском операции и ее финансовой значимости. Стандартные механизмы передачи рисков включают: страхование, передачу рисков партнерам в рамках создания совместного предприятия или объединения, аутсорсинг, диверсификацию деятельности Общества. Перемещение источника не является переносом риска.

Контроль/снижение риска. Снижение риска - действия, предпринятые для уменьшения вероятности, негативных последствий или того и другого вместе.

Контроль/снижение риска достигается с помощью организации системы отчетности, формализации процессов; проведения обучающих программ; разработки методик и процедур внутреннего ­контроля и управления рисками; проведения внутреннего аудита.

Контроль (мониторинг) управления рисками - контроль динамики изменения характеристик налоговых рисков и эффективности реализации мероприятий по управлению рисками. Мониторинг позволяет отслеживать статус риска, определять, достигнут ли желаемый результат от внедрения тех или иных мер в области управления налоговыми рисками, собрана ли достаточная информация для принятия решений по управлению рисками и была ли эта информация ­использована для снижения степени риска в Обществе.

Мониторинг осуществляется путем сбора информации по динамике критических рисков и осуществлению планов внедрения ­мероприятий по их управлению, поступающей от владельцев рисков.

По результатам мониторинга могут быть:

  • откорректированы реализуемые мероприятия или ­разработаны дополнительные;
  • внесены изменения в локальные нормативные акты Общества, предусматривающие процедуры и механизмы по управлению рисками;
  • разработаны методики и процедуры управления налоговыми рисками в соответствии с критериями внутренних стандартов и требованиями налогового законодательства;
  • подготовлена презентация по системе управления налоговыми рисками;
  • подготовлен свод и предоставлена информация по налоговым рискам для консолидированной отчетности компании.

Беседовала Яна Шишкина


Налоговые риски - это вероятный убыток предприятия, который может возникнуть при неблагоприятном развитии событий в части фискальных взаимоотношений с государством. В статье разберемся, что такое налоговые риски организации, определим критерии и порядок их оценки.

Суть проблемы

Возникновение налоговых рисков (НР) по большей части обусловлено желанием налогоплательщика снизить размер фискального обременения. Иными словами, все компании и предприниматели заинтересованы в том, чтобы уплачивать в государственный бюджет меньшие суммы налогов и сборов. Причем решение данного вопроса осуществляется не всегда законно.

Однако умышленное сокрытие и занижение налогооблагаемой базы — не единственный фактор НР. К таковым можно отнести:

  • финансовую и правовую безграмотность субъекта;
  • неверную трактовку действующего законодательства;
  • двойственность фискальных норм и правил налогообложения;
  • отсутствие информации об изменениях и нововведениях в правовой базе;
  • технические ошибки;
  • недобросовестность контрагентов.

Иными словами, возникновение фискальных рисков связано с прямым нарушением законодательства, когда нормы НК РФ и других законов игнорируются полностью. Либо с косвенными нарушениями, при которых нормы и правила налогообложения соблюдены не полностью.

Следовательно, при выявлении аналогичных нарушений экономический субъект практически сразу попадает под особый контроль со стороны ФНС. Налоговики инициируют выездную проверку, чтобы на месте определить налоговые риски предприятия.

Классификация по видам

Виды налоговых рисков организации классифицируются на:

  1. Внутренние и внешние.
  2. Предсказуемые и непредсказуемые.
  3. Систематические и несистематические.

Также НР можно классифицировать на три большие группы по времени их возникновения:

  1. До проведения проверки ФНС, когда спор с представителями еще не возник, например, ошибки и нарушения возникают из-за недобросовестности контрагентов либо из-за неверного оформления хозяйственных операций.
  2. Во время контрольных мероприятий. Нарушения были выявлены в ходе проведения проверки (ревизии) как камеральной, так и выездной.
  3. По итогам проведенной проверки. В таком случае возникают разногласия между ФНС и подконтрольным субъектом, при котором составляется соответствующий акт для дальнейшего обжалования.

Действующие критерии оценки

Для анализа ФНС разработало специальный перечень критериев, по которым определяется степень фискальных убытков. Отметим, что данный список не является секретным. То есть налоговики настоятельно рекомендуют проводить самостоятельные проверки по данному перечню. Такой подход позволит предприятию избежать фискальных правонарушений и штрафных санкций.

Итак, действующие критерии оценки налоговых рисков закреплены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и отражают:

Отсутствие

  • фактических правовых взаимоотношений контрагентов при заключении договоров и соглашений, в том числе и с физлицами;
  • документации, подтверждающей права, обязанности и полномочия руководителя предприятия либо его законного представителя;
  • подтверждений факта госрегистрации контрагента в ФНС;
  • реальных доказательств (фактов), подтверждающих ведение финансово-хозяйственной деятельности контрагентами;
  • экономических обоснований по образованию цен (стоимости) договоров;
  • обоснованности применения рассрочек, отсрочек по оплате договоров;
  • реальных попыток взыскания образовавшихся долгов, неустоек, пеней и штрафов по договорам (контрактам);
  • процентов и обеспечений по выдаваемым и получаемым займам либо их необоснованное занижение.
  • низкой фискальной нагрузки, в сравнении с аналогичными субъектами по отрасли;
  • финансовых потерь, отражаемых в отчетности в течение нескольких календарных лет;
  • больших вычетов по НДС;
  • высокого роста расходов (затрат, издержек) и остановка (сокращение) роста доходов;
  • низкого уровня оплаты труда, в сравнении со средними показателями по отрасли, региону;
  • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
  • высокой доли расходов предпринимателя, уменьшающих начисляемый им подоходный налог от основной деятельности;
  • необоснованного количества посредников при заключении договоров;
  • бездействий или действий, свидетельствующих о сокрытии информации или нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
  • частой смены мест постановки на налоговый учет в ФНС;
  • низкого уровня рентабельности осуществляемой деятельности, при сравнении со средним по отрасли.

Данные критерии применимы не только к налогоплательщикам на ОСНО, но и к «упрощенцам», перешедшим на специальные режимы налогообложения. Например, оценит налоговая риски бизнеса юрлиц и ИП на УСН или ЕНВД.

Отметим, что на основании анализа данных критериев формируется внешняя и внутренняя налоговая политика нашей страны, а также оцениваются налоговые риски государства в целом. Такой подход позволяет своевременно скорректировать действующую политику, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

Самостоятельный контроль

Чтобы налогоплательщикам избежать проблем с ФНС, необходимо организовать самостоятельный контроль и эффективное управление НР. Систематическая оценка налоговых рисков — единственное верное решение в данной ситуации.

  1. Избегайте сомнительных сделок.
  2. Заключайте сделки только с проверенными контрагентами.
  3. Откажитесь от услуг подозрительных компаний.
  4. Все операции оформляйте документально, согласно действующим инструкциям и требованиям.
  5. Постоянно следите за обновлениями и изменениями в фискальном законодательстве.
  6. Позаботьтесь о разработке и утверждении системы управления налоговыми рисками.

К налоговым рискам организации относятся те факты и обстоятельства, которые могут повысить ее затраты в части обязательных платежей. Каковы они? Расскажем об этом в нашей статье.

Виды налоговых рисков

В ходе своей деятельности организация может столкнуться со следующими налоговыми рисками:

  • риск введения новых налогов, повышения действующих или изменения правил налогообложения, приводящего к росту налоговой нагрузки на бизнес;
  • риск налоговой проверки;
  • риск налоговых доначислений.

В отношении первого риска напомним о том, что наше налоговое законодательство недостаточно стабильно. Так, мысли о повышении налоговых ставок часто обсуждаются в различных кругах, в том числе на уровне законодателей — взять хотя бы периодически возникающую идею о прогрессивной шкале НДФЛ. А расширение НК РФ не далее как в 2015 году прочувствовали на себе продавцы в Москве, которых обязали платить торговый сбор.

Но с этим риском организация сделать ничего не может — ей остается принимать новые правила и подстраиваться под них. Чего не скажешь о втором и третьем рисках. Остановимся на них подробнее.

Риск налоговой проверки

Говоря о риске налоговой проверки, мы, конечно, имеем в виду проверку выездную. Ведь камеральные проверки сопровождают организацию на протяжении всей ее деятельности просто по факту представления деклараций.

О процедуре камеральных проверок читайте в материале «Порядок проведения камеральной налоговой проверки — 2017» .

Выездная проверка — процедура малоприятная. Несмотря на то что она не означает автоматического возникновения доначислений, пени и штрафов, прохождение через нее всегда требует как минимум трудовых затрат и нервного напряжения.

Может ли фирма сделать что-то для снижения риска попадания в план налоговых проверок? Не многое, но может.

В ее силах ознакомиться с перечнем общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков, используемых налоговиками в процессе отбора объектов для проведения ВНП. Таких критериев 12, и они приведены в приложении 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Среди них низкая налоговая нагрузка и рентабельность, длительная убыточность, высокая доля НДС-вычетов и др.

Подробнее об этом читайте в статье «Налоговые проверки в 2017 году — список организаций» .

И если справиться с ситуацией и выйти за рамки этих критериев получится не у всех, то оценить вероятность проверки и подготовиться к ней вполне реально для любой организации.

Риск налоговых доначислений

К налоговым рискам относится также риск налоговых доначислений и уплаты пеней и штрафов. Достаточно часто к этому приводит отказ в вычете НДС или снятие расходов по налогу на прибыль. Эти моменты составляют суть едва ли не большей части споров с инспекторами.

В то же время из всех указанных нами рисков этот в большей степени подконтролен организации. Достаточно проявлять должную осмотрительность, с особой тщательностью подходить к подтверждению расходов и вычетов, соблюдать иные правила налогообложения и не бояться отстаивать свою позицию в споре с проверяющими. И риск доначислений можно снизить или вовсе его избежать.

Материалы по любым вопросам налогообложения вы можете найти на нашем сайте. Например, о вычетах читайте в материале «Ст. 172 НК РФ (2017): вопросы и ответы» , а о расходах — «Ст. 252 НК РФ (2017): вопросы и ответы» .

Итоги

В ходе своей деятельности организация сталкивается с несколькими видами налоговых рисков, 2 из которых (риск неблагоприятных результатов выездной налоговой проверки и риск доначислений налогов к уплате) она может снизить самостоятельно.

Риск налогообложения – это вероятность налогоплательщика понести потери финансового, а также иного характера в связи с процессом выплаты налогов и оптимизации налоговой системы.

Риск налогообложения может возникнуть ввиду целого ряда факторов. К основным из них относят:

  • Потери, связанные с контролем налогообложения. Возникновение таких потерь возможно из-за негативно влияющих санкций, которые предусматриваются законодательством за совершение правонарушений, связанных с выплатой налоговых сборов. Налоговым кодексом предусмотрены штрафные за различные действия налогоплательщика, которые противоречат законодательным нормам. Законопослушный может быть подвержен возникновению такого рода рисков из-за случайной ошибки учета. Если налогоплательщик активно действует в целях минимизации размера налога, то риск получить взыскание в виде налогового штрафа существенно возрастает.
  • Потери, связанные с увеличением размера налога. В зону риска попадают экономические проекты, которые реализуются в долгосрочной перспективе. К таким проектам можно отнести открытие нового предприятия, долгосрочные долговые обязательства, инвестиции в объекты недвижимости или оборудование. может потерять денежные средства в том случае, если в этот период появится новое , возрастет ставка по существующим налогам или произойдет отмена налоговых льгот.
  • Потери, связанные с уголовными последствиями за совершенные правонарушения в сфере налогообложения. Формальная возможность попасть под возбуждение уголовного дела при проверке для руководителя предприятия равна 100%. Критерий существенной неуплаты налоговых взносов составляет 100 тысяч рублей. Для масштабных предприятий эта сумма небольшая, мелкие компании менее подвержены возникновению такого рода риска.

Управление рисками налогообложения

Для минимизации вероятности возникновения финансовых и других потерь на предприятии ведется . Оно позволяет организовать деятельность так, чтобы снизить объемы налоговых выплат, оставаясь в рамках закона.

Управление рисками налогообложения усложняется тем, что в законодательстве не всегда указаны четкие критерии, по которым определяется правомерность действий налогоплательщика по минимизации бремени. Практика судебных разбирательств также противоречива. Одни и те же действия по уплате налогов в одном случае признаются правомерными, а в другом – являются правонарушением. В этом и состоит характерный риск применения налогового планирования в рамках деятельности компаний.

Отсутствие четких формулировок в законодательных нормативных актах приводит к следующим негативным последствиям:

  • Предприятия утрачивают доверительное отношение к государственным органам из-за противоречивости законодательства. В глазах налогоплательщиков из-за отсутствия установленных границ налоговых действий теряется авторитет государственной власти.
  • теряет привлекательность для зарубежных инвесторов в масштабах макроэкономики.

Тем не менее, если налоговое планирование применяется правильно, то это позволяет налогоплательщику использовать права и льготы на снижение возможных рисков.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш