Проекты многоэтажных жилых домов. Кур.проект Многоэтажный жилой дом с обслуживанием Планировка этажа многоэтажного жилого дома

В конце июня в Московском архитектурном институте прошла защита пробных дипломных работ 4-го курса (вечернее отделение). Перед студентами была поставлена задача разработать проект многоквартирного дома, входящего как часть в ранее выполненный проект жилого района.

Оценивали работы преподаватели кафедры «Конструкций зданий и сооружений»: член совета факультета специальной подготовки Ирина Михайловна Ястребова, заместитель декана вечернего отделения Ольга Юрьевна Суслова, декан вечернего отделения Петр Михайлович Жук и доцент кафедры «Конструкций зданий и сооружений» Владимир Веньяминович Гурьев. Им пришлось выбирать из более 100 проектов студентов-вечерников. Отмеченные комиссией работы получили самые высокие баллы.

Публикуем семь лучших проектов студентов 4-го курса вечернего отделения Московского архитектурного института.

Ася Зарипова. 3 группа. Проект многоквартирного жилого дома в микрорайоне «Лихоборка», Головинский район Москвы
Преподаватели: Ульянов В.И., Ульянова Е.В.

Проект типового дома предлагает создание комплексной разноэтажной застройки. Его меридиональная ориентация обусловлена климатическими условиями.

Особенностью планировки стало изменение ориентации отдельных секций: так решается проблема монотонности общих коридоров. Высота отдельных секций зависит от расстояния между ними. Идеей проекта становится гармоничное сочетание галерейной и секционной структур. Проектом предполагается благоустройство дворов, пешеходных и вело- дорожек между домами.

Вилен Галимов. 1 группа. Проект многоквартирного жилого дома.

Проектируемое здание состоит из двух отдельных объемов, врезанных друг в друга. Корпуса имеют общий лестнично-лифтовой узел. Основная часть здания – коридорно-секционного типа. Второй объем – галерейно-секционного типа и выше основного на два этажа (главный - 13 этажей, дополнительный - 15). Каждая секция включает пять квартир. Фасад покрыт кирпичом и штукатуркой. Первый этаж отдан под общественные помещения.
Проект многоквартирного жилого дома. Автор: Вилен Галимов, студент 1 группы, 4 курса
Проект многоквартирного жилого дома. Автор: Вилен Галимов, студент 1 группы, 4 курса
Проект многоквартирного жилого дома. Автор: Вилен Галимов, студент 1 группы, 4 курса
Проект многоквартирного жилого дома.

Александра Кашина. 1 группа. Проект многоквартирного жилого дома в микрорайоне «Лихоборка», Головинский район Москвы
Преподаватели: Ястребова И.М., Лагоцка Т.В., Истомина Е.Б., Воробьев В.А.

Здание вписано в существующую квартальную застройку. Выбранный участок расположен на северо-западе Москвы и разрезан рекой Лихоборка, и ландшафт этой местности задает объемно-пространственное решение здания. Основная идея проекта - поворотные ярусы, разделенные на отдельные ячейки. Первые этажи отданы под общественные помещения, в кровле запланированы пентхаусы.
Проект многоквартирного жилого дома в микрорайоне «Лихоборка», Головинский район, г. Москва. Автор: Александра Кашина, студент 1 группы 4 курса
Проект многоквартирного жилого дома в микрорайоне «Лихоборка», Головинский район, г. Москва. Автор: Александра Кашина, студент 1 группы 4 курса
Проект многоквартирного жилого дома в микрорайоне «Лихоборка», Головинский район, г. Москва. Автор: Александра Кашина, студент 1 группы 4 курса
Проект многоквартирного жилого дома в микрорайоне «Лихоборка», Головинский район, г. Москва.

Станислав Красноперов. 2 группа. Проект многоквартирного жилого дома для Красноперекопского района в Ярославле.
Преподаватели: Набокова Т.Б, Тулупников С.В.

Проект создан для жилого квартала в Ярославле, ранее бывшего промышленной зоной. Проект внедряет жилой дом в существующий контекст.

Варьирующаяся высота дома обеспечивает инсоляцию двора и улиц. Первый этаж отдан под социальные квартиры и объекты коммерческого и бытового назначения. Благодаря разноуровневой композиции, на верхних этажах созданы двухэтажные квартиры и квартиры с террасами на крыше. В облицовке использованы кирпич и черепица, что позволило вписать здание в контекст.

Проект многоквартирного жилого дома для района Красного перекопа в г. Ярославле. Автор: Станислав Красноперов, студент 2 группы 4 курса
Проект многоквартирного жилого дома для района Красного перекопа в г. Ярославле. Автор: Станислав Красноперов, студент 2 группы 4 курса
Проект многоквартирного жилого дома для района Красного перекопа в г. Ярославле. Автор: Станислав Красноперов, студент 2 группы 4 курса
Проект многоквартирного жилого дома для района Красного перекопа в г. Ярославле.

Константин Пастухов. 2 группа. Проект многоквартирного жилого дома в районе Митино города Москва.
Преподаватели:
Набокова Т. Б., Тулупников С. В.

Предложенное здание должно стать высотной доминантой всего московского района Митино. Проект выделяется благодаря 12-этажной арке, асимметрично расположенной на фасаде и словно разделяющей здание на два корпуса. Предполагается облицовка фасадов этих двух частей разными материалами.

Предусмотрен 3-уровневый подземный паркинг. Первый этаж займут общественными помещениями.

Проект многоквартирного жилого дома в районе СЗАО Митино. Автор: Константин Пастухов, студент 2 группы 4 курса
Проект многоквартирного жилого дома в районе СЗАО Митино. Автор: Константин Пастухов, студент 2 группы 4 курса
Проект многоквартирного жилого дома в районе СЗАО Митино.

Вячеслав Разиньков. 3 группа. Проект многоквартирного жилого дома в районе станции метро «Водный стадион» в Москве
Преподаватели:
Ульянов В.И., Ульянова Е.В.

Выбранный для проекта участок располагается в Северном административном округе Москвы рядом со станцией метро «Водный стадион».

Спроектирован комплекс из двух домов башенного типа, стоящих на 3-этажном стилобате: его помещения предполагается сдавать в аренду под общественные нужды. Речь идет о жилом объекте повышенной комфортности. В стилобатной частьи использован монолитный железобетон, а высотную предполагается выполнить с помощью системы вентилируемых фасадов с облицовкой разноразмерными алюминиевыми панелями.

Проект многоквартирного жилого дома в микрорайоне северного округа г. Москвы, в районе м. Водный стадион. Автор: Вячеслав Разиньков, студент 3 группы 4 курса
Проект многоквартирного жилого дома в микрорайоне северного округа г. Москвы, в районе м. Водный стадион. Автор: Вячеслав Разиньков, студент 3 группы 4 курса
Проект многоквартирного жилого дома в микрорайоне северного округа г. Москвы, в районе м. Водный стадион. Автор: Вячеслав Разиньков, студент 3 группы 4 курса
Проект многоквартирного жилого дома в микрорайоне северного округа г. Москвы, в районе м. Водный стадион.

Анастасия Таликова. 1 группа. Проект многоквартирного жилого дома в микрорайоне «Лихоборка», Головинский район Москвы
Преподаватели: Ястребова И.М., Лагоцка Т.В., Истомина Е.Б., Воробьев В.А.

Https://i.archi.ru/i/191268.png" alt="zooming" title="Проект многоквартирного жилого дома в микрорайоне «Лихоборка», Головинский район, г. Москва.

При городской застройке наиболее распространенными являются , состоящие из десятков и даже сотен квартир. Очень редко можно увидеть в городах одноэтажные или двухэтажные многоквартирные здания. Это обусловлено целым комплексом причин. Вот наиболее важные из них:

Именно поэтому в современных городах считаются лучшим решением. Конечно, планировка многоэтажного дома проводится только грамотными специалистами, каждый из которых имеет большой опыт выполнения подобной работы. Помещения должны располагаться максимально компактно, но в то же время удобно. Очень важным показателем является и обеспечение жилых помещений достаточным количеством солнечного света. Поэтому все чертежи составляются и несколько раз перепроверяются профессионалами.

Главным различием домов является архитектурно-планировочное решение. Другими словами, это разновидность системы расположения квартир. Итак, план многоэтажного жилого дома может быть нескольких видов.

  1. Секционный. Наиболее распространенный вариант. Увидеть его можно, посетив практически каждый пятиэтажный дом, построенный в последние полвека. Этаж представляет собой лестничную площадку с несколькими примыкающими квартирами, чаще всего от 2 до 4.
    пример секционной планировки дома

    Размеры и форма площадки могут существенно различаться. Квартиры обычно имеют от 1 до 3 комнат, благодаря чему каждая семья может выбрать устраивающий их вариант. Общий вход на этаж и отдельный вход в каждую квартиру обеспечивают не только экономичность, но и хорошую изоляцию квартир друг от друга. Это и является основной причиной высокой популярности секционного планирования. Количество подъездов в большинстве случаев колеблется от 4 до 12 и даже 16 – в зависимости от пожеланий застройщика, имеющегося земельного участка и твердости грунта.

    план и расположение на местности 9-ти этажного секционного дома

  2. Точечный. Такие дома, их еще называют «башни», являются особой разновидностью секционных домов. План этажа в них может быть точно таким же, как в секционном доме. Однако, в отличие от секционных, точечные дома состоят всего из одного подъезда. При малой свободной площади, выделенной под строительство, а также при работе со сложными грунтами и рельефами местностей, точечные дома прекрасно оправдывают себя, если план был составлен верно.

    план и расположение квартир на этаже многоквартирного дома, состоящего из одного подъезда

  3. Коридорный. Дома этого типа встречаются значительно реже. Они отличаются тем, что лестничная площадка представляет собой длинный коридор, имеющий один (в некоторых случаях два) выход на лестницу. Квартиры здесь выходят в коридор. Главным минусом такого варианта является односторонняя ориентация квартир и не лучшая изоляция жилищ друг от друга. Поэтому чаще всего коридорная схема расположения квартир встречается при строительстве гостиниц, общежитий и малосемейных жилищ.

    коридорная планировка многоквартирного дома

  4. Галерейный. Галерейные дома очень похожи на коридорные. Главным отличием является наличие открытых галерей, выход на которые имеет каждая из квартир. Галереи расположены на каждом этаже и тянутся вдоль продольных стен здания. Такое решение обеспечивает качественную вентиляцию каждой квартиры, даже самой маленькой. Они обусловлены и экономически: малое количество лестниц и лифтов (если в доме больше 5 этажей) обслуживает большое количество квартир. Однако, сложность монтажа качественной теплоизоляции делает дома галерейной планировки не слишком популярными в нашей стране, отличающейся суровым климатом. Зато они нашли широкое применение во многих западных странах, включая Францию, США, Голландию, Англию и пр.

Подготовка к строительству многоквартирного дома

Пожалуй, любой человек, даже не имеющий отношения к строительству, согласится, что возведение многоэтажного здания, в котором будут жить сотни или даже тысячи людей, является очень сложной и ответственной задачей. И начинается она с кадастровых работ.

Проводятся они кадастровой палатой, обычно это занимает до одного месяца. Чтобы получить нужные данные, заявитель должен собрать следующий пакет документов:

  • Решение представителей власти о предоставлении определенного земельного участка в частную собственность (2 экз.);
  • Заявление;
  • Квитанция об оплате документирования.

Заявитель может получить готовую справку из земельного кадастра лично или по почте. Эта записка и есть запрошенный кадастровый план. В заявке обязательно должно быть указано, какое количество экземпляров заявитель хочет получить. Стоит учитывать, что в учреждения юстиции обычно приходится предоставлять минимум два экземпляра. Чтобы получить данный документ лично или на почте, необходимо предоставить паспорт.

Получая документы, заявитель должен максимально тщательно изучить их. Во всех экземплярах должны содержаться одинаковые данные. Каждому листу выписки присваивается уникальный порядковый номер, который заверен специалистом из кадастровой палаты.

Готовая кадастровая выписка содержит следующие данные:

  • Кадастровый номер – уникальный номер, который был присвоен определенному земельному участку, и по которому он в дальнейшем будет проходить по всем архивам и спискам;
  • Наименование участка. Чаще всего в этой строчке просто указывается «землепользование»;
  • Местоположение в пределах квартала кадастра;
  • Категория земли. В некоторых случаях может стоять пометка «не установлено»;
  • Цель предоставления;
  • Площадь. Данные берутся из документов о постановлении о внесенных уточнениях и межевании;
  • Особые отметки. Здесь уточняются различные данные, например, сведения о правах заявителя.

Образец кадастровой выписки

Как используемый материал влияет на проектирование дома

Как уже говорилось выше, технический план многоквартирного дома может быть составлен опытным специалистом из любой серьезной и давно известной на рынке услуг проектировочной компании. Однако, прежде чем обращаться к специалистам, стоит определиться с тем, какой материал будет использоваться при строительстве. От этого зависит очень многое.

При строительстве могут использоваться разные строительные материалы, различающиеся размером, весом, теплоизоляционными характеристиками и рядом других.

Поэтому, план 9 этажного дома из железобетонных плит будет существенно отличаться от плана такого же здания, построенного из кирпича.

Итак, как же и зданий зависит от используемого материала?

Железобетонные плиты имеют строго нормированные размеры, оптимальные по прочности, весу и теплоизоляционным свойствам. Поэтому проектировщикам приходится отталкиваться от уже существующих данных, создавая проекты домов по строго нормированным размерам.

пример планировки многоэтажного дома из железобетонных плит

Чуть проще обстоит дело, если составляется проект кирпичного здания, будь то трех или девятиэтажный дом. Хотя размеры кирпича также строго нормированы, его небольшой размер (по сравнению с плитами) дает гораздо больший простор для фантазии.


чертеж и образец оригинального многоквартирного дома, который может быть сделан из кирпича

И, наконец, монолитные дома. Несмотря на большие сроки строительства (по сравнению с панельными) и не лучшие технические характеристики (если сравнивать с кирпичными), они дают наибольший простор при проектировании.


образец планировки, подходящей как для кирпичных, так и для монолитных многоэтажных домов

Толщина и длина стен здесь может зависеть только от предела прочности материала, а значит, не придется подгонять каждый сантиметр под требования материалов.

Разработка проекта многоквартирного дома очень важна, так как будущее здание должно не только соответствовать строительным нормам, но и отвечать потребностям жильцов, быть безопасным, надежным. Компания “Моспроект” предлагает готовые решения домов и комплексов разной этажности, а также административных, образовательных и других зданий. Кроме того, мы осуществляем комплексное проектирование по техническому заданию заказчика. Об этом можно узнать в разделе “ ”.

Виды многоквартирных домов

По типу каркаса МКД принято разделять на следующие группы:

  • Монолитные

Постройка создается из жесткого металлического каркаса, внутрь которого заливается бетон. Отличаются быстрой скоростью возведения, долгим сроком эксплуатации. Стены помещений такого типа характеризуются отсутствием швов, что повышает теплоизоляцию, прочность. Разновидностью этого вида являются кирпично-монолитные объекты. Они состоят из монолитного бетонного каркаса, а внешние стены отделываются кирпичом.

  • Блочные

Строятся из цельных железобетонных блоков. Характеризуются плохими шумоизоляционными показателями, но большими вариантами перепланировок благодаря отсутствию несущих стен.

  • Панельные

В качестве материала для каркаса таких многоэтажных домов используют сэндвич-панели, представляющие трехслойный блок из бетонных слоев со звукоизолирующим материалом. Их доставляют на строительную площадку, где собирают в единую конструкцию.

  • Кирпичные

Как понятно из названия, создаются из кирпича. Отличаются высокими теплосберегающими свойствами, хорошей шумоизоляцией. Сроки возведения дольше, а стоимость больше чем у вышеперечисленных видов. Чаще всего такой каркас применяется при строительстве пятиэтажных домов.

Кроме того, проекты многоэтажных домов различаются по объемно-планировочной структуре:

  • секционные
  • башенные
  • коридорные
  • галерейные
  • коридорно-секционные
  • блокированные.

Ж И Л О Й Д О М С О Б С Л У Ж И В А Н И Е М

(вводная лекция)

История возникновения жилища с обслуживанием на мой взгляд насчитывает не одно тысячелетие. В жилище всегда наблюдалась взаимосвязь множества функций (место проживания, работы, отдыха, сна и т.п.) Еще с древних времен торговля, являясь одним из важнейших градообразующих элементов, практически всегда была связана с жилищем. В течение многих столетий жилище человека представляло собой односемейный дом, который объединял жилище и место трудовой деятельности.

Рост промышленного производства (промышленной революции), и появившиеся на этом фоне новые социальные связи и новые институты организационных структур запустили процесс отделения жилища от производства.

Однако уже с конца 19 начала 20 века, в связи со стремительным ростом городов, городов-мегаполисов, становится очевидной необходимость создавать многофункциональные, многоэтажные комплексы, в которых бы отразилась потребность современного человека в наиболее эффективной форме взаимосвязи: работа-жилище-отдых.

В проектировании жилых комплексов в России можно выделить следующие этапы:

20-е годы прошлого столетия в архитектурном сообществе распространяются идеи домов-коммун с коллективным обслуживанием (выделение из квартиры функции питания);

Послевоенный период жилая застройка представляла собой кварталы с полузамкнутым дворовым пространством, где размещались детские учреждения, а магазины и бытовое обслуживание размещалось по периметру на 1-ых этажах. Закладывается будущее понятие - спальный район.

В 60-е годы зарождается идея многоэтажных жилых комплексов, которые отражают требования увеличения плотности застройки, укрупнения и многопрофильности деловых центров. Происходит разделение города на жилую и деловую зоны. Это приводит к тому, что появляются предприятия приближенного обслуживания населения (первая ступень обслуживания) – хозяйственно-бытовые, физкультурно-оздоровительные, торговые, медицинские, рекреационные и т.п.

Данный этап можно характеризовать как переломный. В России и за рубежом происходит формирование основополагающих концепций МФЖК.

В последующие два десятилетия характеризуются продолжающимся процессом урбанизации, появляется понятие «комплексной застройки жилых территорий», на основе которого осуществляется обслуживание населения, благоустройство территории, инженерное оснащение, транспортное обеспечение (обслуживающие учреждения принимались из расчета 0,5 – 0,75 м2 на одного человека).

Начиная с конца 20-го века создаются жилые комплексы, которые благодаря оптимальной функциональной насыщенности, повышают эффективность использования городских земель. Среди функциональных зон комплекса можно отметить: жилая зона; офисная зона (офисы, отделения банков, юридические конторы, бюро и т.п.); обслуживающая зона (торговля, рестораны, концертные и спортивные залы); транспортная; техническая.

Таким образом, МФЖК – это единый, целостный и вместе с тем сложный градостроительный объект, который объединяет такие функции как: жилая, общественная, транспортная и т.п.

Для МФЖК характерна высокая эффективность использования городской территории; инженерной инфраструктуры; благоустройства.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МФЖК

Таблица 1

ТИПЫ МФЖК

Таблица 2

Внутренная инфраструктура комплекса клубного типа – специфична. В нем есть, например, зал приемов, бильярдная, сауна, тренажерный зал, винный погреб, здесь это бесплатно, так как все включено в стоимость эксплуатации. При этом предполагается, что жители имеют собственных парикмахеров, массажистов, врачей, портных и т.п., приезжающих по вызову. Блок учреждений обслуживания доступен только жильцам и гостям комплекса.

В элитном комплексе практически отсутствуют места для совместного пребывания жильцов, но при этом значительно развит блок обслуживания, которое доступно исключительно для жильцов данного комплекса.

В коммерческом комплексе обслуживание доступно не только жильцам данного комплекса. Как правило, в структуре МФЖК этого типа значительно развита деловая составляющая обслуживания. В нашем проекте именно этот тип МФЖК будет принят к проектированию под названием «Жилой дом с обслуживанием».

Таблица 3

Ниже приведена подробная функциональная схема МФЖК. Для нашего проекта важно понимать, необходимость включения в планировочную структуру жилого дома трех главных компонентов. Уточнение состава этих компонентов должно произойти на предпроектной стадии проектирования.

Таблица 4

Можно отметить, что на данном этапе отечественная и зарубежная практика проектирования МФЖК схожи. При формировании крупных комплексов требуется учитывать разнообразные факторы (социальные, экономические, градостроительные и т.д.)

ПРЕДПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ

Проектирование жилого дома с обслуживанием (МФЖК) ведется на основе многофакторного анализа градостроительной ситуации:

Определение принадлежности территории к городской функциональной зоне;

Определение места территории в траспортно-планировочной структуре города,(с

целью выявления принадлежности этой территории к основным транспортно-планировочным осям города). Учитывается мощность и близость транспортного узла, перспектива его развития или его исчерпанность;

Исследуется фактическая функциональная загруженность территории, примыкающей к территории проектирования;

Изучение опорного фонда застройки с фиксацией памятников архитектуры, истории и культуры;

На основании этого анализа принимается решение о формировании состава групп комплекса: типология жилой, общественной и транспортной (гаражи, стоянки).

Совместно с педагогом составляется задание на проектирование (или техническое задание).

ТИПОЛОГИЯ МФЖК

Как уже было сказано выше по внутренней инфраструктуре комплекса можно выявить три типа комплексов: клубного типа; элитного типа и коммерческого типа.

В нашем проекте коммерческий тип будет принят к проектированию.

МАРХИ предлагает следующую классификацию:

МФЖК 1 ранга – принадлежит мощному транспортному узлу с подземным и несколькими маршрутами наземного транспорта, располагается на основных планировочных осях развития городского центра. В комплексе 1 ранга общественная группа может иметь расширенный состав и включать объекты общегородского значения. В зависимости от мощности транспортного узла, вместимость общественно-деловых учреждений МФЖК 1 ранга может быть принята 10 – 20 тыс. служащих. В общем балансе площадей такого комплекса жилая группа может составлять до 30%. Если комплекс располагается над транспортным узлом, то жилая группа может быть представлена специфическими типами, не рассчитанными на постоянное проживание (квартиры студии, офисы с квартирами, гостиницы, частные пансионы)

МФЖК 2 ранга занимают менее важные градостроительные ситуации. Такие комплексы формируются на осях планировочных районов, где обеспечивается пассажиропоток подземным и наземным видами транспорта.Расчетное число служащих

общественно-деловых учреждений принимается до 12 тыс. человек.

Общественная часть не включает уникальных объектов и ориентирована на предприятия торговли, питания, библиотеки, досуговые и учебные центры. Жилая группа комплекса составляет 50% общей площади. Возможно использование всех типов жилища.

МФЖК 3 ранга занимают территорию вблизи транспортных магистралей – осей жилых районов. Эти комплексы могут иметь общественно-деловые учреждения до 5 тыс. служащих, но могут формироваться на основе общественно-торговых функций. Жилая группа составляет здесь 60-80%. Возможно использование всех типов жилища.

Именно этими факторами мы будем пользоваться в нашем проектировании.

Приведенная типология не носит жестко регламентирующего характера. Она призвана на стадии предпроекного анализа определить тип и ранг МФЖК, помочь в определении ориентировочных объемно – планировочных параметров для составления задания на проектирование.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Градостроительное значение территории определяющим образом влияет на расположение многоэтажного жилого доме с целым комплексом обслуживающих помещений. Именно такой дом нам предстоит проектировать, и для него характерна высокая эффективность использования городской территории; инженерной инфраструктуры; благоустройства.

Жилые дома подобного типа предпочтительнее располагать вблизи магистралей городского или районного значения таким образом, чтобы они создавали значительные градостроительные доминанты.

1973г. Франция. Лионская агломерация. Город Иль – д* Або, население в 30 коммунах – 250 тыс. человек. Здание Эпида-Сканида. Арх. Ф. Дюбуа.

Но при этом надо иметь ввиду, что экономическая целесообразность высотных жилых зданий, как массового продукта, заканчивается на 25-30 этажах. В нашем проекте жилое здание должно иметь не более 25 этажей

Площадь земельного участка этой категории жилого дома может составлять от1га до5га

Основные требования к земельному участку приведены в СП 42.13330-2011 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*)

Некоторые из них:

Расстояния между зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и естественной освещенности см. СНиП 11-4-79, а также на основе противопожарных норм (минимальное расстояние между зданиями 1 и 2 степени огнестойкости – 6м). Изоляционные разрывы между зданий с окнами по длинной стороне должны быть не менее двух высот здания. Между торцами с окнами – не менее 1.5 высоты здания.

Норма обеспеченности городского населения личным автотранспортом составляет 300 машин /1000 жителей (т.е. 1 – 1,5 машины на семью или на квартиру). Для общественных зданий деловой зоны - до 20 авто на 100 служащих. Для обслуживающей зоны - на 100 м2 общей площади от7 до 25 авто.

Расстояния от открытых стоянок до жилых и общественных зданий см. таблицу 10

(10 авто – 10м; 11-50 авто – 10-15м).

Проезды к зданию следует проектировать 2-х полосными: грузовые - 2х4=8м.; остальные – 2х3=6м.

Проезд пожарных машин (ширина 5,5 – 6,0 м) с двух продольных сторон для зданий высотой свыше 9 этажей и с четырех – для односекционных зданий башенного типа,

Расстояние от края проезда до стены здания высотой до 10 этажей не менее 6–8 м, свыше 10 этажей – 8–10 м. (В этой «пожарной зоне» не допускается возведение ограждений, посадка деревьев).

Сквозные проезды в зданиях предусматривать габаритами - не менее 3,5х4,25(Н)м., на расстоянии не более 100м друг от друга.

Размеры площадок жилой зоны: для детей – 0,7м2 /чел.; для взрослых 0,1м2/чел.; спортивной – 2м2/чел.; хозяйственной - 0,8 м2/чел.

Нормируемая плошадь озеленения на 1 человека – 6 м2.

Приведенные нормы носят информационный характер. При соответствующем обосновании для внесения в задание на проектирование они могут быть изменены.

ЖИЛАЯ ГРУППА

Проектирование жилища вблизи транспортных артерий требует особого внимания в решении таких проблем, как шум, вибрация, загазованность и т.п. На практике используются такие приемы, как двухслойные ограждающие конструкции (остекленные лоджии); планировочные (расположение спальных со стороны двора, размещение общественно-деловой зоны до 4-го этажа) и др.

Для проектирования жилой группы возможно использование всех типов жилища.

В настоящей лекции мы пропустим разбор типологии жилых зданий, так как вы уже проектировали жилой дом средней этажности (без лифтов), и все нормы проектирования должны были освоить. Т.Е. мы не будем говорить о секционных, блокированных, галерейных, коридорных, индивидуальных, мансардных зданиях.

Не будем говорить о типах и составе квартир, об инсоляции и естественном освещении. Об этом вы уже знаете и умеете пользоваться.

Однако, некоторые аспекты, касающиеся проектирования высотных зданий, рассмотрим по СНиП 31-01-2003.

Прежде всего, требует нашего внимания лестнично-лифтовой узел.

При высоте здания до 9 этажей используется обыкновенная (не «незадымляемая») лестница, один лифт 630(или 1000) кг мусоропровод (наибольшая общая площадь квартир на этаже -600м2)

При высоте здания от 10 до 12 этажей необходимо предусматривать эвакуационную лестницу I-го (через наружную воздушную зону) или II-го (с подпором воздуха) типов, лифтовой холл, рассчитанный на два лифта (пассажирский и грузо-пассажирский) по 400 и 630 кг (или 1000 кг), а также мусоропровод на промежуточной площадке лестницы или в лифтовом холле. Наибольшая общая площадь квартир на этаже -600м2

При высоте здания от 13 до 19 этажей, независимо от типа «незадымляемости» эвакуационной лестницы требуется два лифта (пассажирский и грузо-пассажирский) по 400 и 630 кг (или 1000 кг), но при наибольшей общей площади квартир 450 м2

При высоте жилого здания от 20 до 25 этажей и при поэтажной суммарной общей площади квартир до 350 м2 .потребуется три лифта: один – 400кг. Два по 630 (или по 1000) кг.

При высоте жилого здания от 20 до 25 этажей и при поэтажной суммарной общей площади квартир до 450 м2 .потребуется четыре лифта: два по 400кг. Два по 630 (или по 1000) кг. Таблица 5

Лифты грузоподъемностью 630 или 1000кг должны иметь габариты кабины 2100х1100мм для доступа инвалида или транспортировки человека на носилках. Габариты шахты лифта 2900х 1750мм Ширина площадки перед лифтами не менее: для лифта 630кг.с кабиной шириной 2100 и глубиной 1100мм(«лежачий») –1,6м.; с кабиной шириной 1100 и глубиной 2100мм – 2,1м. При двухрядном расположении лифтов ширина лифтового холла принимается не менее 2,5м. Шахты лифтов не располагают смежно с жилыми комнатами.

Пример двухрядного расположения лифтов в зданиях высотой до 25 этажей

Если общая площадь квартир на этаже превышает указанные нормативы, следует проектировать две эвакуационные лестницы (обычные для 9-ти эт зданий и незадымляемые для всех остальных).

В качестве 2-го эвакуационного входу можно предусматривать лестницу 3 типа (наружную), либо глухой простенок на балконе 1.6м. Эвакуационные лестницы должны иметь выход непосредственно наружу или вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками 1 типа (с пределом огнестойкости 45 мин.)

Лестница 3 типа.

Пример выполнения лестнично-лифтового узла с незадымляемой лестницей 1 типа в здании высотой до 19 этажей.

Наибольшее расстояние от дверей квартиры до эвакуационной лестницы 25м. и 40м при расположении между лестничными клетками.

Норма общей площади квартиры на одного человека составляет: в домах клубного типа (бизнес-класс) – 40м2; элитное жилье – 30 м2; коммерческое (социальное) жилье – 20 м2. В Красноярске усредненный показатель нормы общей площади на 1 человека – 24 м2.

Для уверенной работы инженерных систем, обеспечивающих благоприятные условия функционирования всех групп здания, необходимо предусматривать технические этажи – верхний и нижний. Нижний техэтаж, разделяющий жилую от общественной зоны, позволит также перейти от мелкого шага несущих конструкций жилья в крупному модулю общественной группы (например, применение кессонного перекрытия и др.). Крыши проектировать с внутренним водостоком.

ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВАЯ ГРУППА

Палитра общественно-деловой группы здания чрезвычайно широка (см. правую часть табл.4).

Список учреждений общественного назначении, запрещенных к размещению в жилых домах см.СНиП 2.08.01-89*а. именно: предприятия общественного питания с числом посадочных мест более 50; магазинов с площадью торгового зала более 1000 м2;специализированных магазинов (строительных, москательно-химических, продажа взрывоопасных веществ, специализированные рыбные и овощные), бани; сауны; прачечные, химчистки: общественные туалеты, похоронные бюро.

Состав учреждений обслуживания регламентируется только заданием на проектирование , которое предстоитсоставить каждому из вас.

При проектировании объектов общественно-деловой группы следует руководствоваться СП 118.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 31-06-2009).

Жилой дом с обслуживанием, как важный градостроительный объект, должен составлять единое целое со всеми его функциональными группами. И в то же время каждая группа должна быть максимально изолирована, иметь независимые входы.

Входы должны располагаться в зоне пешеходного движения на уровне земли или пешеходной платформы.

Общественно-деловая группа, как правило, располагатеся в стилобатной части, которая может иметь несколько этажей, но могут быть встроенными в жилую часть.

Уклон эвакуационных лестниц – не более 1/2; уклон пандусов внутри здания – не более 1/6; уклон пандусов снаружи здания – не более 1/8; уклон пандуса для инвалидов на колясках внутри и снаружи здания – 1/12. Минимальная ширина марша - 1.35м. Число подъемов (подступенков) в марше – не менее 3 и не более16.

Каждый этаж здания должен иметь 2 эвакуационных выхода. В качестве 2-го выхода допускается использовать лестницу 3 типа (наружную) с уклоном не круче 1/1, либо негорючую кровлю.

Расстояние между эвакуационными выходами(лестницами) нормируется аналогично жилью, также нормируются лифты.

Конференц залы предусматривать из расчета 1,1 м2 на человека, площадь фойе – 0,4-0,6 м2 на человека. Число непрерывно установленных мест в ряду не должно превышать 26 при одностороннем выходе из ряда и 50 при двухстороннем.

Площадь вестибюля – 0,3 м2, гардероба - 0,15 м2 на 1 человека.

Санузлы проектируются из расчета: мужчины – 1 унитаз на 20-30 человек и 1 писсуар на 15-18 человек; женщины -1 унитаз на 15-30 человек; умывальник – 1 прибор на 2 унитаза.

Многоэтажная часть общественно-деловой группы часто проектируются с применением атриумов и пассажей. Это позволяет осветить естественным светом помещения, находящиеся в глубине здания, а также создавать светлый коммуникационный блок.

Атриум – это часть здания в виде многосветного пространства в 3 и более этажей развитый по вертикали. Атриум, развитый по горизонтали в виде многосветного прохода (при длине более высоты), называется пассажем .

Высота атриума ограничена 10-ю этажами (примнрно 30м.), тогда,как в зарубежной практике таких ограничений нет. Например, в здании коммерцбанка во Франфурте-на-Майне высота атриума равна высоте здания – 260м.

Расположение разгрузочных площадок со стороны жилого двора запрещены.

В С Т Р А И В А Е М Ы Е А В Т О С Т О Я Н К И

В настоящей лекции мы пропустим подробный разбор объемно-планировочных решений автостоянок, так как вы уже проектировали парковку, и все нормы проектирования должны были освоить. Однако, некоторые аспекты рассмотрим по СНиП 21-02-99.

Как правило, стоянки располагают в подземной части стилобата, но могут размещаться в наземной или надземной части. В подземной может быть не более 5этажей, в надземной не более 9 этажей. Стоянки нельзя располагать под жилой частью, под детскими и лечебными учреждениями.

Парковка может осуществляться с участием водителей и без участия механизированным способом (при условии размещения на этаже не более 30 машин) .

Въезд-выезд из парковки осуществляется по рампам: одна однопутная шириной 3,5м рампа для 100 машин; одна двухпутная шириной 6,0 м рампа – до 1000машин на всех этажах (или две однопутных рампы).

Уклон рампы: открытой- не более10% (на 1 метр подъема – 10метров длины); закрытой не более 18% (на 1 метр подъема – 6 метров длины); криволинейной – на более 13% (на 1 метр подъема 8 метров длины), при внутреннем радиусе 4,5-6м.

Высота этажа принимается 2.5м, но не менее 2,1м до низа выступающей конструкции.

Размер парковочного места – 2,5х5м. Ширина проезда между парковочными местами - не менее 7,5м (это обстоятельство следует учитывать при назначении конструктивного шага).

Подземные стоянки делятся на пожарные отсеки площадью 3000 м2; надземные многоэтажные- 5200 м2, одноэтажные- 10400 м2

Из каждого отсека предусматривается не менее 2-х эвакуационных выхода

Расстояние до эвакуационного выхода должно бать: в тупик 20м и 40м между выходами в подземной стоянке; в тупик 25м и 60 м между выходами в надземной стоянке.

Въезды в подземную парковку и вентиляционные шахты должны располагаться не ближе 15м. от жилых и общественных зданий.

Использование одних и тех же лестнично-лифтовых узлов для подземной и надземной части не допускается.

Если выход из парковки осуществляется в вестибюль, то необходимо предусматривать тамбур-шлюз с подпором воздуха.

О Б Ъ Е М Н О – П Л А Н И Р О В О Ч Н Ы Е П О К А З А Т Е Л И.

В проекте необходимо указать следующие показатели:

    Площадь земельного участка.

    Площадь застройки (определяется по обводу наружной грани цоколя)

    Этажность здания (включаются все надземные этажи и все технические)

    Количество этажей (учитываются все этажи – надземные и подземные)

    Строительный объем жилой группы (надземный +подземный).

    Строительный объем общественно-деловой группы (надземный +подземный).

    Общая площадь общественно-деловой группы (определяется по внутреннему обводу наружных стен).

    Количество и состав квартир.

Общая площадь квартир (определяется как сумма всех помещений квартиры, включая лоджии с коэффициентом 0,5; балконы и террасы с коэффициентом 0,3)

С О С Т А В П Р О Е К Т А

    Ситуационная схема.

    Генеральный план участка М 1:500.

    Фасады здания М 1:100 и (или)1:200

    Не менее 2х разрезов М не менее 1:200

    Планы этажей: жилой группы – типового этажа М 1:100 и (или)1:200 ,

стилобатной – все этажи включая подземный М не менее1:200

    План квартиры М 1:50

    3D визуализация

    Объемно-планировочные показатели.

    Кратная пояснительная записка

    Рабочий макет.

Объем демонстрационного материала 1,5 (?) – 2,0 м2.

П Р И Л О Ж Е Н И Я С О С Т А В П Р О Е К Т АОБЪЕМНО

Курсовой проект. Диплом «Золотая капитель 2013»

Общежитие «Звезда Саурона»- курсовой проект, Томск.

Курсовой проект.

Многоэтажный жилой дом в Санкт-Петербурге

The Carve (Econet.ru)

Многофункциональный комплекс в Минске: высотный жилой дом с обслуживанием; многофункциональное 35-38 эт. Здание (2-х уровневая подземная стоянка, 2-5 эт. Обслуживание, включающее физк.-оздор. Зону, питание, торговлю, быт.обслуживание, выше - жилые апартаменты и офисы); через надземный переход – гостиница.

Башкирия, Уфа. «Уфимский кремль» бизнес – класса. 9 многоэтажных жилых домов с пентхаузами и со всроенно-пристроенными объектами КБО, офисно-торгово - гостиничный комплекс с банками и подземной парковкой, детсад, школа.

Здание-ферма в Сингапуре.

Жилая застройка Гонконга.

Бразилия. Сан-Пауло. 20-ти этажный жилой дом «360*»

Каждая квартира имеет свой двор. Входной вестибюль на 2-ом этаже, куда ведет с улицы мостик над водоемом. Ниже –спортзал, лаундж, зал для вечеринок, квартира консъержа. Ниже – 3 яруса парковки. Еще ниже – квартиры персонала сауна и открытый бассейн.

Разработка проекта многоквартирного дома очень важна, так как будущее здание должно не только соответствовать строительным нормам, но и отвечать потребностям жильцов, быть безопасным, надежным. Компания “Моспроект” предлагает готовые решения домов и комплексов разной этажности, а также административных, образовательных и других зданий. Кроме того, мы осуществляем комплексное проектирование по техническому заданию заказчика. Об этом можно узнать в разделе “ ”.

Виды многоквартирных домов

По типу каркаса МКД принято разделять на следующие группы:

  • Монолитные

Постройка создается из жесткого металлического каркаса, внутрь которого заливается бетон. Отличаются быстрой скоростью возведения, долгим сроком эксплуатации. Стены помещений такого типа характеризуются отсутствием швов, что повышает теплоизоляцию, прочность. Разновидностью этого вида являются кирпично-монолитные объекты. Они состоят из монолитного бетонного каркаса, а внешние стены отделываются кирпичом.

  • Блочные

Строятся из цельных железобетонных блоков. Характеризуются плохими шумоизоляционными показателями, но большими вариантами перепланировок благодаря отсутствию несущих стен.

  • Панельные

В качестве материала для каркаса таких многоэтажных домов используют сэндвич-панели, представляющие трехслойный блок из бетонных слоев со звукоизолирующим материалом. Их доставляют на строительную площадку, где собирают в единую конструкцию.

  • Кирпичные

Как понятно из названия, создаются из кирпича. Отличаются высокими теплосберегающими свойствами, хорошей шумоизоляцией. Сроки возведения дольше, а стоимость больше чем у вышеперечисленных видов. Чаще всего такой каркас применяется при строительстве пятиэтажных домов.

Кроме того, проекты многоэтажных домов различаются по объемно-планировочной структуре:

  • секционные
  • башенные
  • коридорные
  • галерейные
  • коридорно-секционные
  • блокированные.