Милосердие как основа социального служения. Милосердие: богословие и жизнь Православной Церкви. Очные курсы и конференции

Доклад председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерея Аркадия Шатова на заседании рабочей группы комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности 14 апреля 2010 г.

Миряне как члены церковного организма

Сердцевиной жизни каждого христианина является служение Богу и ближним. Формы и способы такого служения могут быть различны, как различны призвания и дарования людей. Они дополняют друг друга, как члены живого организма. В этом церковном организме все связаны единой любовью и все служат друг другу и Христу. И как в организме нет ненужных, лишних членов, так и в Церкви не может быть членов ненужных, бездеятельных. Тем более, когда речь идет о самой большой части Церкви - мирянах, народе Божием. И если для священника центр его служения Богу и ближнему - это совершение богослужения, Таинств, окормление паствы; если для монаха заповедь о любви к ближнему заключается в молитве за весь мир; то для людей, живущих в миру, как пишет Паисий Святогорец, главное церковное служение - это дела милосердия.

Конечно, дела милосердия - это наше общее дело, как и Евхаристия, как молитва за других. Социальное служение мирян будет возможно только в том случае, если они живут церковной жизнью, являются участниками совершения Евхаристии - словом, осознают себя «царственным священством». К сожалению, многие из тех, кто пришел в Церковь после 70-летних гонений, не успели стать полноценными ее членами: они не понимают смысла церковных Таинств, не считают себя участниками богослужений - а лишь «созерцателями»; не знают о том, что могут принимать участие в церковных соборах и т.д. Поэтому сейчас дело священников - помочь мирянам стать полноценными членами Церкви и объяснить им их высокую миссию, сердцевиной которой являются дела милосердия.

Социальная деятельность как служение Христу

Социальная деятельность никогда не была для Церкви самоцелью. Наша цель - не устроить земной рай, накормив всех голодных и одев всех нищих. Эта деятельность - выражение сострадания и любви к ближнему. Спаситель прямо сказал, что помогая нищим, больным, заключенным, мы тем самым служим Ему. И мы не можем сузить круг ближних до нашей семьи и друзей, потому что Господь показал нам, кто есть наши ближние и как мы должны им служить, на примере милосердного самарянина. Милосердный самарянин оставил свои дела и взял на себя попечение о совершенно чужом ему человеке-иноверце, потратив на это силы и все имеющиеся у него деньги, обещая помогать и дальше. Так и наше служение должно распространяться на всех нуждающихся в помощи.

Даже в Израиле времен Ветхого Завета люди должны были платить не только десятину на храм, но и пожертвования на помощь нуждающимся. С пришествием Христа помощь нуждающимся обрела новый, высший смысл и стала долгом каждого верующего. Поэтому нам нечем оправдать наше бездействие. Конечно, многодетная мать не сможет уделять такому служению много времени, у старого и больного человека может не быть на это сил. Но все-таки участвовать в таком служении любви должны все - каждый в свою меру.

Мы не можем оправдать наше бездействие и тем, что заботу о социальных нуждах наших граждан взяло на себя государство. Всем нам очевидно, что государство с этими проблемами само справиться не может и не должно. Для этого нужна помощь общества и Церкви.

Категории мирян - участников церковной социальной деятельности

В зависимости от обстоятельств, профессии, места работы и проч., верующие могут участвовать в социальной деятельности в разном объеме и качестве:

1. Профессионально, в максимальном объеме, в качестве штатных сотрудников - сотрудники церковных социальных учреждений (детских домов, богаделен, благотворительных столовых и т.д.), а также соцработники на приходах - институт, создание которого было недавно благословлено Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

2. В свободное время и бесплатно работают добровольцы - люди, имеющие свою работу, но помогающие столько, сколько они могут, и там, где сами чувствуют потребность: кто-то хочет помогать бездомным, другие - детям в детских домах, третьи - в больницах.

3. Верующие сотрудники государственных социальных учреждений, даже если они не воцерковлены. Они являются нашими соработниками, и мы должны помочь им наполнить духовным смыслом их деятельность. Они заняты в сфере, трудиться в которой очень сложно, а без веры в Бога и знаний духовных основ милосердия порой и невыносимо (откуда синдром выгорания и другие последствия). Поэтому нельзя их обличать и критиковать, им нужно помочь.

4. Дети воскресных школ. Они с детства должны воспитываться в понимании важности служения ближним. Поэтому с ними можно и нужно заниматься не только изучением основ веры, но и социальной деятельностью: поздравлять больных на Пасху и Рождество, устраивать кружки юных сестер милосердия и т.д.

Различные формы социального служения мирян

1. Работа в церковных социальных учреждениях;

2. Общины сестер милосердия;

3. Сообщества добровольцев;

4. Молодежные сообщества социальной направленности;

5. Пожертвования мирян на социальные нужды. Мирян нужно призывать к тому, чтобы они участвовали в социальной деятельности не только делами, но и своими ресурсами. Во время кризиса, длительность которого нам неизвестна, наш девиз может быть только таким: не «много от немногих», а «немного - от многих». Каждый член Церкви должен обязательно уделять часть своих денег не только на содержание церковной общины, но и на помощь нуждающимся. Особенно это важно в богатых городах, таких как Москва.

Участие в социальной деятельности священников и архиереев

Сейчас, когда после 70 лет гонений служение милосердия только возрождается как общецерковное дело, помочь его возродить и организовывать должны священники и архиереи. Они должны побуждать к делам любви мирян, объяснять им их высокое значение.

1. Необходимо призывать их к более полному участию в церковных Таинствах, объясняя, что церковные Таинства совершаются всей общиной. И хотя участие в этом священника наглядно и очевидно, а мирянина - незаметно, однако прихожане должны понимать, что священнодействие совершается по общим молитвам, и без участия каждого Литургия не станет общим делом. Необходимо учить мирян навыкам духовной жизни, рассказывать о борьбе со страстями, о том, как нужно молиться. Без этого, как и без ответственного участия в церковной жизни, Таинствах, без чтения Евангелия, невозможно творить дела милосердия, ведь они всегда связаны с большой самоотдачей и концентрацией всех душевных и духовных сил.

2. Необходимо побуждать прихожан заботиться друг о друге, напоминать им, что церковный приход - это не случайно оказавшиеся вместе люди. Он должен быть общиной, связанной духом любви. В общине не должно быть голодных, нуждающихся, одиноких, обездоленных. О них необходимо заботиться, как это было в первой христианской общине.

3. Нужно напоминать мирянам, что наша община - это не только наш приход, но и вся Церковь. И она должна быть большой дружной семьей. В нашей Церкви есть богатые приходы и бедные - как есть богатые и бедные епархии. И как во времена апостольские, собирались пожертвования для Церквей, пребывающих в нищете (2 Кор. 8:9), так и сейчас богатые храмы и епархии должны обязательно помогать тем, кто нуждается. По слову апостола Павла, «не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнении их недостатка; а после их избыток в восполнении вашего недостатка» (2 Кор. 8:13-14).

Категории нуждающихся

Итак, кто является тем самым ближним, кому должен помогать церковный народ?

1. Те, кто составляет единую с ним церковно-приходскую общину. Силами прихода можно организовать помощь попавшим в трудную ситуацию, лежащим в больнице или прикованным болезнью к своей постели, а также многодетным семьям. Им в современных условиях особенно трудно - несмотря на призывы поднимать рождаемость, реальной помощи им практически не оказывается.

2. Вся Церковь. Нужды бедных епархий и приходов можно решать сообща, так же как сообща нести попечение об общецерковных социальных проектах.

3. Люди, которые обращаются в храмы за помощью. Нужно каждого человека, который приходит в церковь, принимать с любовью, помня, что в образе нищих приходит к нам Сам Христос. Отвергать их на том основании, что среди таких людей много обманщиков, мы не можем. Ведь даже обманщики и пьяницы стали таковыми под влиянием непосильных несчастий. Мы не можем для всех сделать все, что они просят, но помочь им хотя бы в чем-то необходимо.

4. Люди, которые сами не могут прийти в церковь: дети-инвалиды, которые собраны в специальных учреждениях; больные, которые умирают в больницах; дети в детских домах; старики, не покидающие своих квартир; заключенные и другие. Это наиболее страдающие наши ближние, и наша обязанность - разделить их страдание, выразить свою любовь к ним заботой о них.

Мы часто придумываем для разных социальных и возрастных групп прихожан разные формы участия в церковной жизни. Мы забываем о том, что забота о нуждающихся, которые есть образ Самого Христа, эта «Литургия после Литургии», может объединить всех нас точно так же, как объединяемся мы для совершении Евхаристии. А для тех, кто остается пока за пределами Церкви, это служение любви станет, может быть, самой действенной сегодня формой проповеди.

  • Иконная и книжная лавка
  • Культура
  • Православное творческое объединение «МiР»
  • Центр милосердия прихода храма Всех Святых
  • Национальная организация Витязей
  • Клуб «Православная семья»
  • Волонтерский центр
    • Кто мы и где мы
    • Документы
    • Новости
    • Статьи
    • Фотогалерея
  • Колокола внутри Царского храма
  • Статьи

    Доклад епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона на пленарном заседании Первой региональной конференции по церковному социальному служению «Новая эра милосердия»

    Церковное социальное служение имеет свои особенности, которые отличают его оттого, что называют социальным служением в нашем обществе, в учебных заведениях. Я смотрел учебники по социальной работе для студентов вузов, где подготавливают таких людей. И хотелось бы сказать об этих особенностях, чтобы не потеряться, чтобы сохранить свою идентичность. Сейчас при входе в зал я встретил молодых людей с музыкальными инструментами, спросил у них: «У вас, что здесь концерт?» Ответили, что нет, была служба здесь. Мы, говорят, баптисты. У них тоже социальное служение, у баптистов. Социальное служение есть у мусульман, наверное. У них более крепкие семьи и социальное служение не так востребовано как в нашей стране, где семьи разрушаются. Говорить об особенностях нашего социального служения все-таки нужно.

    Очень важно понять, для чего же это делаем мы, какая цель? Какой должна быть форма этой деятельности. Мы должны сохранять свою верность Христу и сохранять верность православному преданию. И поэтому наше социальное служение нечто совсем иное, отличное от того, что сейчас совершается в нашем государстве. И вот об этих четырех особенностях я хотел бы вам сказать.

    1) Первая особенность нашего с вами служения это то, что это служение любви, со всеми вытекающими от сюда последствиями. Нельзя совершать это служение, не имея любви. Можно делать его, не имея чувств любви. Трудно иметь эти чувства к бездомному, который как-то не похож немножко на нас с вами. Трудно иметь эти чувства к ребенку, который родился уродом, трудно иметь эти чувства к людям, которые совершили какое-то страшное преступление. Но, конечно, любовь - это не просто чувство, любовь - это слово объемлет очень много важных для нас с вами вещей. Будем говорить о вечном смысле этого слова, который известен нам с вами.

    Любовь - это БОГ. И это служение должно иметь все оттенки любви, должно иметь всю глубину любви, должно обязательно иметь радость любви. Должно иметь ту верность, которая есть в любви. Должно иметь своей целью, не просто совершить какие-то действия, не просто осуществить какие-то наши с вами планы, не просто сделать то, что нам кажется важным. Любовь, которая есть БОГ, явление любви в мире - вот что есть такое церковное социальное служение. Любовь - это когда другой человек, каким бы он не был, является для нас радостью. Той радостью, какой он был для преподобного Серафима Саровского. Каждому человеку, приходящему к нему, он говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!» Не лицемерил и не лукавил. Это мы с вами вместо того, чтобы быть православными, стараемся выглядеть таковыми. И, поэтому, в православной жизни, конечно, много фарисейства, лукавства, такого не было конечно у святых. У преподобного каждый был радостью. И нам нужно научиться эту радость знать, чувствовать. Чтобы это было не просто вынужденное служение, как это делают иногда медсестры в больнице, у которых не остается уже любви. Они приходят на работу, стараются что-то сделать, но не имеют этой любви.

    У нас должно быть понимание того, что человек, к которому мы с вами обращены в нашей деятельности, что человек этот - это образ Божий. Образ Господа нашего Иисуса Христа. Человек носит на себе образ того, кто воплотился на нашей земле, стал нашим учителем, нашим Господом. И служа этому человеку - мы служим самому Иисусу Христу. Это мы должны помнить и искать эту радость, радость, которая одна только является целью человеческой жизни.

    Гедонизм - это страшная, конечно, философия. И современное общество, которое ищет удовольствия, придет к страшному концу. Но радость, конечно, - это цель человеческой жизни. Господь хочет отдать эту радость, этой радости научить. И поэтому, совершая это служение, мы должны научиться радоваться тем людям, которым мы с вами помогаем. В не зависимости от их внешнего вида, в не зависимости от преступлений совершенных ими, от того какой они национальности, веры, знакомы они нам или не знакомы.

    Радость должна быть обязательно, надо искать эту радость. Вот это служение будет служением именно любви. Мне кажется это самое главное, если этого не будет, если это уйдет, если мы об этом забудем с вами, то это служение не будет по-настоящему церковным. Тогда оно не поможет, а помешает прийти людям в церковь. Тогда наше служение станет стеной, препятствием для человека, он не увидит за этим любви, которая должна быть. Конечно же, если это служение - любовь, то мы тоже должны любить друг друга. Мы должны учиться этой любви. Я думаю, что Москва должна помогать всем другим регионам, поскольку в Москве мы живем лучше, чем вы, у нас больше денег, больше еды, больше одежды, больше комфортных условий жизни. Поэтому мы каемся. Мы мало помогаем, мало что-то делаем для вас. Конечно, мы должны делиться, даже бандиты делятся друг с другом, у них такой закон. Тем более мы христиане должны это делать! Эта любовь должна нас связывать с вами. И наше собрание должно быть не просто теоретической какой-то конференцией, некой галочкой в отчете. Не просто неким мероприятием, а должно быть собранием, где тоже присутствует Христос, где есть любовь.

    2) Вторая особенность. Она немножко такая трудная и не всеми может быть правильно понята.

    Совершая социальное служение, в отличие от безбожников и коммунистов, мы должны помнить, что этот мир, в котором мы живем - обречен. Мы должны помнить, что каждый человек, который рождается в этот мир, умрет. Мы должны помнить, что каждый человек, пришедший в этот мир, будет страдать. Мы должны помнить, что не сможем всем помочь, мы не сможем окончательно устранить ту несправедливость, которая есть в мире. Мир идет к своему концу, любовь иссякает. Уходит.

    Без этой памяти, без этого знания, мы можем стать благодушными деятелями, о чем- то мечтать, потом разочаровываться от того, что ничего у нас не получается. Ничего и не должно получиться в этом мире, не надо обольщаться. Не надо думать, что вот собрались мы вместе и теперь во всех епархиях начнется работа. Не будет этого ничего, не обольщайтесь. Не потому что вы плохие, не потому что нет денег или нет людей, а потому что мир, в котором мы живем, в нем действует грех, действует зло. И чтобы обессилить это зло, нужно принести себя в жертву.

    Господь, когда пришел на землю, Он же не устроил никаких социальных институтов. Он собирался с апостолами, помогал тем, кто к Нему приходил. Сам никому не отказывал, Сам исцелял больных, был Любовью. Умер на кресте. Те люди распяли Его на кресте. Не нужно думать, что наше общество разделит с нами наши идеи. Я думаю, что наша деятельность обречена на поражение. Мы не можем победить зло, мы можем умереть со Христом, мы можем жертвовать собой, можем сострадать и сочувствовать людям. И самое главное, что мы можем - мы можем этим людям помочь понять тайну страдания. Получается противоречие: с одной стороны мы стараемся, чтобы страданий было меньше, и в тоже время должны помочь им понять тайну страдания. Это не я придумал, мне об этом говорил о. Иоанн Крестьянкин, когда мы были у него с директором нашего училища, он сказал, что задача сестры милосердия помочь больным полюбить свою болезнь.

    Не лишать его сочувствия и сострадания, а если мы готовы сами сострадать, то наша любовь и милосердие помогут людям переносить страдания. Мы не сможем облегчить все страдания на земле, но мы можем помочь людям узнать о страданиях Христа. Мы можем согреть сердца любовью, и тогда никакое страдание не будет им страшно, в этом отличие церковного социального служения, которое отличает его от социальной работы государства, скажем. От тех программ, которые принимает государство. Если это забудем, то мы или отречемся от Бога, думая, что здесь можно устроить рай. Или откажемся от своего дела, будем нести как тяжкое бремя, безрадостно.

    3) Третья особенность - мне кажется, тоже очень важная и если мы о ней не будем помнить, ничего у нас не получится. В церкви есть разные служения. Есть служение певчего - у человека хороший голос, он поет на клиросе. Это замечательное служение. Потому что если в храме можно закрыть глаза, то нельзя заткнуть уши. Если хор плохо поет, невозможно молиться, хочется уйти в другое какое-то место. Поэтому, это служение очень важно. Есть служение священника. Это наше такое особенное служение. У кого-то есть дар слова, он может говорить замечательно.

    Но есть служение - общее для всех христиан. Вот сегодня была Литургия, на которой не все вы, к сожалению, причащались. Но Литургия - это общее дело. И таким же служением является служение милосердия, если в этом служении не будут участвовать все члены церкви, оно будет неполным. В этом служении должны участвовать не просто социальные работники, не только сестры милосердия, не только дьякона. Наша задача объяснить всем, что это служение, как и служение Евхаристии на Литургии - общее. Как есть главная заповедь о любви к Богу, которую мы исполняем, вместе собираясь на Литургии, так и заповедь о любви к людям должна совершаться совместно. Вместе.

    Были времена, когда это нельзя было делать вместе, когда каждый должен был делать в одиночку, когда в лагерях помогали своим собратьям заключенным. Была такая святая Татьяна, которая собирала посылки в тюрьмы священникам, писала письма, утешала. Такое замечательное служение у нее было.

    Сейчас мы можем это делать все вместе, всей церковью. Приучать детей к этому служению. Нужно подвигать батюшек на это, к сожалению, не все находят на это время. Сестры милосердия, например, спрашивают: как уговорить батюшку прийти в больницу. Упросить, умолить, настоять, намекнуть на архиерея, объяснить. Если батюшка придет - принять с любовь, угостить, батюшки тоже нуждаются во внимании. Батюшка спешит, нужно ему объяснить, что это за человек, например: человек, что лежит на койке - ветеран войны или женщина замечательная и т.д. Чтоб он увидел личность в этом человеке. Помочь ему.

    Сам Патриарх Кирилл в этом служении участвует. В прошлом году на Пасху он был у бездомных , в этом - был у детей-инвалидов . И уделяет этому много времени. Поэтому в нашей епархии так много социальных начинаний.

    Не нужно думать так: вот социальный работник, пусть занимается. Нет, это только маленькая часть. всех людей, всех прихожан нужно к этому подключать. Есть разные формы для этого. Есть у нас такая форма - мы собираем людей, которые готовы жертвовать часть своих денег. И те, кто жертвует сотую часть, называем Друзьями милосердия и с их помощью мы сейчас собираем полтора миллиона в месяц. И люди готовы жертвовать, готовы в этом участвовать. Если не может человек давать деньги, не может сам помочь, он может молиться о нас, о тех нуждающихся, которым мы с вами помогаем. Это дело всей церкви, а не только социальных работников или сестер милосердия.

    Страдание есть страшная реальность мира, в котором мы живем, реальность, которая по своей убедительности, может быть, превосходит все другие реалии этого мира. Мы знаем первопричину страдания - это грех. Страдание попущено Богом как следствие греха. В то же самое время Господь не хочет, чтобы страдали существа, созданные для радости, для общения с Ним. Господь заповедует Своим ученикам сострадать, милосердствовать, сожалеть, любить всех тех, кто находится в страдании. Евангелие показывает нам множество таких примеров. Сам Господь никогда не оставался безучастным к просьбам, с которыми обращались к Нему несчастные люди, и Своим ученикам заповедал любить людей, живущих рядом с ними, и помогать им в нуждах.

    Сострадание чужому горю, чужому несчастью - дело каждого христианина. Но, кроме того, в Церкви всегда было особое служение, были люди, которые занимались организацией этого служения. Когда в первой христианской общине выходцы из эллинистических стран стали роптать, что вдовицы их в пренебрежении при раздаче потребностей (Деян. 6, 1-7), тогда были выбраны семь диаконов, чтобы «пещись о столах». Это было особое социальное служение, как мы бы сейчас сказали.

    Это служение продолжалось в Церкви и в дальнейшем. Им занимались не только мужчины, не только диаконы, но и женщины - диакониссы, причем специально поставленные, рукоположенные для этого. Они помогали священнику при совершении треб и, кроме того, занимались социальным служением.

    К сожалению, в ХХ веке в России это делание милосердия, которое всегда было присуще Православной Церкви, прервалось, и не по внутренним причинам, а вследствие тяжкого внешнего гонения. Но вот уже более 15 лет Церковь свободна и имеет возможность возобновить свое социальное служение.

    Прежде чем говорить о современных формах социального служения в Церкви, следует сказать о том, что мы с вами должны прежде всего пробуждать и укреплять во всех членах Церкви желание служить ближнему. Нужно не только заботиться об организации этого служения, но и обязательно стараться пробудить в людях чувства сострадания и жалости. Оно не так легко появляется, особенно у молодых людей. На примере нашего училища мы видим, что 14-15-летние девочки не всегда легко располагаются к состраданию. Сами они не страдали может быть никогда, не переживали трудных жизненных ситуаций и не всегда могут откликнуться на чужое страдание. Бывает и наоборот: страшные испытания, перенесенные нашими детьми-сиротами, ожесточают их сердца и мешают им стать такими, какими мы хотели бы их видеть.

    Случается, что человек, начав служение ближнему из добрых, хороших побуждений, впоследствии теряет это чувство любви и сострадания - потому ли, что делает это неверно или не совсем верно, или потому, что чрезмерно занимается этим, берет на себя крест не по силам. Хорошее, доброе начало оказывается с плохим концом - человек превращается в обычного администратора, организатора. Когда это служение становится просто работой, за которую платят деньги, первоначальный импульс любви и жалости в человеке теряется, иссякает.

    Вся наша работа должна проистекать из желание послужить ближнему, из желания быть сострадательным, милосердным. К сожалению, иногда бывает так, что сестры, окончившие училище и проработавшие в больнице несколько лет, теряют свое первоначальное устремление, с которым они пришли к нам. Придешь к ним в отделение, спросишь: «Как тут у вас дела?» И слышишь в ответ: «Слава Богу, сегодня отдыхаем, ни одного больного не привезли». Так обычно говорят сестры, работающие за деньги: хочется поменьше сделать и побольше заработать. Если так говорит сестра, которая пришла сюда для того, чтобы послужить спасению своей души, чтобы этим служением смягчить свою душу, то делается очень и очень горько.

    Мы всегда должны быть внимательными к себе и следить за собой, чтобы не потерять ту цель, ради которой это дело начали. Это, мне кажется, самое главное.

    Сейчас мы будем говорить об организации социального служения, о вещах важных, конечно, в практическом смысле. Но все-таки нужно помнить, что если есть милосердие, если есть любовь, то сам Дух Святой будет организовывать, будет направлять, и Господь будет устраивать, помогать. Если мы создадим какую-нибудь организацию, подобную государственной, наладим работу, может быть, сделаем лучше, чем сделано сейчас в стране, - но забудем о цели, то вместо служения любви образуется неживая структура.

    Как же можно укрепиться и удержаться на этом пути, как можно остаться верным тому призыву, который каждый из нас услышал в своей душе? Мне кажется, для этого необходимо помнить о Боге, иметь перед глазами образ Христа, участвовать в церковных таинствах, читать Евангелие, святых отцов, молиться и быть внимательным к тому, что происходит в душе. Если там появляются какие-то нехорошие чувства, если сердце начинает каменеть, ожесточаться, появляется равнодушие, надо в этом каяться и просить Бога, чтобы Он Своей благодатью смягчил ожесточающееся сердце.

    Неправильно выполняемое дело не помогает приобрести благодать - дар Святого Духа; наоборот, бывает, теряется и то, что было. Усталость и чрезмерные труды разрушают душевное устроение, человек отходит от Церкви и начинает гордиться, тщеславиться своим служением, выставляя его напоказ, забывая о том, что Господь заповедал всякую милостыню творить втайне. Результат бывает иногда страшный и печальный. Надо стараться всеми силами сохранить тот маленький огонек любви и сострадания, который горит в сердце.

    Если говорить об организации социального служения, то можно эту работу условно подразделить на следующие формы. Первое - это служение, которое Церковь совершает внутри себя самой как церковной общины. Это помощь тем людям, которые работают в общине: больным, престарелым, одиноким, неполным и многодетным семьям внутри самой церковной общины. Об этом ни в коем случае нельзя забывать. Очень часто наша социальная активность оказывается обращенной вовне, а в это время в самих приходах остаются люди, которые нуждаются в помощи. У нас даже бывают сестры, которые, чрезмерно усердствуя, забывают своих детей, мужей, родителей. Забывают их, начиная ухаживать за другими, посещая больницы, а собственные дети остаются сиротами, мужья - вдовцами при живых женах, матери и отцы оказываются лишенными дочерней и сыновней ласки и утешения.

    Работу внутри церковной общины надо обязательно организовывать. Внутри каждой общины кто-то должен заниматься этим специально. Конечно, священник должен этой работой руководить, но он не может целиком посвятить себя этому служению, у него есть другие обязанности. Диаконское служение тоже несколько изменилось. Сейчас диакон помогает священнику во время богослужения в храме. Кроме священника и диакона должны быть еще какие-то люди, которые могут и должны знать нужды прихожан и помогать им. Мы должны быть очень внимательны друг к другу, потому что это и есть проявление нашей любви, к которой нас призывает Господь. А то бывает даже, что какие-нибудь другие структуры в нашем обществе проявляют большее милосердие к своим членам, чем православные христиане друг ко другу. Бывая в больницах, вы, наверное, видели, как заботятся о каком-нибудь подстреленном члене мафиозной группировки его товарищи. Друзья по банде приезжают в огромных количествах, врачам, сестрам делают дорогие подарки, спрашивают, какие необходимы лекарства, продукты... А когда кто-то из наших общин, наших приходов попадает в больницу, то мы не всегда и знаем об этом. Мне кажется, что первая наша задача - это работа внутри прихода. Мы должны быть заботливы, внимательны друг к другу, и учить этому наших прихожан и членов наших сестричеств.

    Следующая важная форма работы - социальное служение, обращенное вовне, - участие в работе государственных структур и создание собственных, для помощи всем нуждающимся. Эта работа тоже очень трудная. Если мы организуем какую-то структуру, в которую попадают и неверующие, нецерковные люди, то возникает опасность, с одной стороны, навязывания им своих взглядов, а с другой - полного невнимания к их духовным нуждам.

    У нас в больнице есть такие отделения, где большинство больных - тяжелые. Наши сестры милосердия, работая в государственной больнице, не всегда могут преодолеть сложившиеся стереотипы и спросить даже у умирающего, верит ли он в Бога, не нужно ли позвать к нему священника для напутствия. Мне кажется, что, занимаясь социальной работой в больнице, мы должны думать не только о медицинской помощи, но и о душах людей. Здесь нужно найти золотую середину. Православная сестра не должна допустить, чтобы находящиеся на нашем попечении люди оставляли этот мир без исповеди и причастия. Более того, нужно уметь сделать так, чтобы всякая болезнь (ведь болезнь - это посещение Божие) не только была бы исцелена, но и послужила человеку поводом вспомнить о своих грехах и обратиться к Богу. Конечно, делать это нужно тактично, под руководством священника.

    Есть еще одна трудность - взаимодействие с разными государственными структурами. Оно не всегда бывает легким. Приходится балансировать между двумя крайностями: либо совершенно раствориться в государственной структуре и уподобиться тем людям, которые в ней работают, либо этой структуре себя противопоставить и в конце концов быть отторгнутым ею. Если мы не будем в чем-то едины с людьми, которые с нами работают, то они не будут нас принимать и останутся недовольными нашей работой. Конфликты с ними, постоянное противостояние, конечно, недопустимы.

    Внешнее направление социальной работы может иметь разные формы. Это и создание своих собственных структур - приютов, богаделен, и сотрудничество с государственными органами, и организация внутри них каких-то своих учреждений, - вариантов здесь может быть очень много. В нашей общине мы создали училище сестер милосердия с помощью государства, в нем работают православные люди, и директор у нас - православный. Есть сейчас и приюты - детские дома, где директорами являются священники. Там тоже возникают разные трудности, но зато эти дома имеют государственное финансирование, дети по достижении совершеннолетия обеспечиваются жильем с помощью государства.

    Кому мы можем помочь в современном обществе, и кто больше всего нуждается в нашей помощи? Поле для деятельности достаточно широкое, потому что сейчас государственная социальная работа практически не устроена. Социализм кончился, состоялся переход к какому-то другому типу общества. Те формы заботы о человеке, которыми мы гордились при социализме, разрушены. Это время прошло. В наше время Церкви предоставлено огромное поле для социальной деятельности.

    В храме во имя святого благоверного царевича Димитрия, как и во многих храмах Москвы, мы помогаем тем людям, которые к нам обращаются за помощью. Для этого у нас есть специальная дежурная сестра, которая занимается всякими нуждами и просьбами всех приходящих. Просьбы бывают самыми разными: кому-то нужны деньги на проезд или одежда, кого-то нужно устроить в больницу, у других есть еще какие-то вопросы. Было бы очень хорошо, если бы такие службы были при каждом храме.

    В основном в храм приходят бомжи - за едой. Среди них мало таких, кто по-настоящему нуждается в помощи. Они просто не хотят работать и ведут жизнь невероятно тяжелую. Если их только кормить, то есть поощрять тот образ жизни, который они ведут, это будет для них губительно. Надо помочь им из этого положения выбраться. Нужны дома трудолюбия, куда им следует помочь устроиться.

    Церковь занимается раздачей гуманитарной помощи. Правда, сейчас ее поток сильно сократился. Первый опыт раздачи гуманитарной помощи у нас был неудачный - с давкой в очереди, взаимными обидами. Теперь мы оказываем помощь определенным категориям нуждающихся: например, всем прихожанам, а если в больницу, то во все отделения.

    Я уже говорил о необходимости помощи многодетным, больным и престарелым внутри самого прихода. У православных христиан, в отличие от неверующих, часто бывают большие семьи, но они не всегда справляются с воспитанием детей. Мужчины в ХХ веке, к сожалению, стали менее мужественными, менее активными, что ослабляет семьи, особенно многодетные. Поэтому помощь таким семьям должна быть нашей задачей. Этой помощью могут заниматься незамужние молодые девушки. В многодетных семьях они приобретут опыт ухода за детьми.

    Специфические проблемы возникают в больницах, например, при организации работы добровольных помощников. Нужно очень внимательно смотреть за тем, чтобы в больницы не попали люди, могущие причинить вред больным и дискредитировать Церковь. Так, например, в Англии таких людей отбирают очень тщательно. С ними обязательно беседуют, выясняют причину, по которой они решили помогать больным. Если причина - личное горе, то их не всегда допускают к этому служению. Работа с помощниками должна проводиться очень серьезно. Если мы хотим, чтобы штат добровольных помощников не сокращался, а увеличивался, то с этими людьми нужно обязательно работать. Их нужно учить, организовывать, при необходимости оказывать психологическую помощь и при возможности - поощрять.

    Кроме того, в больницах у нас есть сестры, которые помогают священнику при совершении треб. Работа тоже очень сложная, потому что больные часто потребительски, несерьезно относятся к таинствам. Будучи здоровыми, они не находили времени посетить храм. Здесь же, в больнице, священник приходит к ним сам с предложением исповедаться и причаститься. Больной спрашивает: «Сколько стоит?» - «Нисколько». - «Очень хорошо, я исповедаюсь, причащусь, вреда-то от этого не будет, может, поможет». Священник для них является кем-то вроде экстрасенса, целителя. Такое отношение к таинству и его совершителю поощрять, конечно, нельзя. Поэтому мы исповедуем, как правило, всех, кто хочет, а причащаем только тех, что тяжело болен; если же человек собирается выписываться из больницы через день-два, и если он ранее никогда не причащался, то мы его, исповедовав, обязательно стараемся направить в храм. То, что легко дается, мало ценится. Нужно, чтобы человек относился к таинству благоговейно.

    Работа требных сестер особая, для нее нужно подбирать людей общительных, могущих рассказать о вере, о Церкви, о таинствах.

    Очень важной стороной деятельности Церкви является работа с бездомными детьми - их сейчас очень много. Эти дети очень сложные. У них, как правило, извращенные представления о цели и смысле жизни. В современных интернатах концепция воспитания таких детей отсутствует - старая система нравственных ценностей разрушена, новой не создано. Мы должны дать детям-сиротам понимание того, что и у них есть Отец Небесный, Который может восполнить их сиротство.

    Важной и специфической формой социального служения является патронаж на дому. Патронажная сестра чаще всего работает с больным один на один. Эту работу необходимо тщательно контролировать, сестер надо учить особым навыкам, регулярно проводить с ними занятия, беседы.

    Отдельный разговор - о наркоманах и алкоголиках. Даже не знаю, какую часть из них можно вернуть к нормальной жизни. Эта задача стоит перед Церковью, но должным образом пока не решается. Снять физическую зависимость от алкоголя, наркотиков не так трудно. Но зависимость психологическая гораздо сильнее, преодолеть ее очень трудно. Мне представляется, что Церковь могла бы помочь этим людям, организовывая для них какие-то приходы, общины, вырывающие их из прежнего круга общения.

    Работа с заключенными - также форма социальной активности Церкви. Об этой работе, наверное, нужно говорить особо. Многие приходы сейчас ведут переписку с заключенными, отправляют им книги, посылки. К сожалению, эта работа не координируется.

    В своей краткой статье я перечислил основные формы социального служения Церкви. Остается только подчеркнуть, что в наше время, при отсутствии в нашей стране налаженной системы социального обеспечения, социальная работа Церкви очень важна. Она является не только помощью государству, но и проповедью христианской любви. Проповедью не словесной - сегодня хорошие слова умеют говорить все, и им уже не верят. Помогая нуждающимся, мы показываем нашу веру из наших дел (Иак. 2, 18), что является самой лучшей проповедью. Многие люди, которым мы помогаем, в конце концов говорят, что в лице наших сестер они увидели образ совсем других людей, совсем другой жизни, они поняли, что и в нашем жестоком, бездуховном мире можно жить совершенно иначе. Многие из этих людей становятся членами Церкви.

    Последнее, о чем я хочу сказать, это о цели всей нашей работы. Как вы знаете, целью всякого служения в Церкви, всякого доброделания является стяжание даров Духа Святого. Очень важно, чтобы, занимаясь многочисленными делами христианского милосердия, мы не забыли, что самое главное для нас - стяжание Духа Святого. Важно, чтобы эта работа делала нас лучше, учила любви, укрепляла веру.

    По словам аввы Дорофея, разумно помогает больному тот, кто занимается этим для того, чтобы смягчить свое сердце, приобрести милосердие. Не для наград, не для выгоды, не для денег и не для славы, не для того, чтобы устроить рай на земле, - вы сами знаете, что, как бы мы ни старались, нам не удастся отереть слезы всех тех, кто страдает в этой жизни. Наша задача - стяжать благодатные дары Духа, сделать наше сердце другим, наполнить его христианской любовью ко всем тем, кто нас окружает. И чем больше будет в нас этой любви, тем больше благодать Божия будет содействовать нашему делу.

    Благодарим редакции журналов «Церковь и время» и «Нескучный сад»

    за содействие в подготовке материалов.

    В языках современных обществ такие слова, как «милосердие» и «благотворительность» постепенно уходят из активного словоупотребления и приобретают несколько архаический оттенок. И не только потому, что мир становится жестче… Причина также и в том, что благотворительность и милосердие нередко становятся лукавыми мотивами в международных политических и экономических хитросплетениях.

    Раз и навсегда сказанное Премудрым Екклесиастом слово о милосердии призывает нас к осторожности и внимательности. «Многие хвалят человека за милосердие, - свидетельствует премудрый царь Соломон, - но правдивого человека кто находит?» (Притч. 20: 6).

    Понятие о милосердии в Священном Писании и

    святоотеческом предании

    Что же говорит нам Священное Писание, где в книгах Ветхого и Нового Завета эти лексемы встречаются в разных вариациях около трехсот раз?

    Милосердие понимается:

    Во-первых, как форма непосредственного общения человека с Богом: «Обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии», - говорит Творец устами пророка Осии (Ос. 2: 19);

    Во-вторых, как образ жизни через подражание Божественному милосердию: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36), - заповедует Господь наш Иисус Христос;

    В-третьих, как спасительный подвиг избавления от грехов: «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой», - свидетельствует пророк Даниил (Дан. 4: 24).

    Правда как свидетельство чистой совести, справедливый суд как показатель нравственности общества, благость власти, взаимное милосердие как залог равенства людей друг перед другом и перед Богом: вот библейские основы для процветания народов и человеческого сообщества в целом.

    Иными словами, эти основы заключают в себе социально-политическую мудрость для мира людей. Этот логический круг замыкается словами апостола Иакова о том, что «мудрость, сходящая свыше… полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3: 17).

    Такого рода мудрость благотворна и для отдельного человека, и для целого народа: «Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою» (Притч. 11: 17). Творец прямо и недвусмысленно говорит венцу Своего творения о том, что именно милосердие формирует человека как личность, пред Ним предстоящую, и определяет основной принцип благословенной жизни для каждого народа и для всего мира людей в целом.

    Для святителя Иоанна Златоуста († 407) эта истина была настолько прозрачной и ясной, что он учил о милосердии как об отличительном качестве человеческой природы вообще: «Человек более всего должен учиться милосердию, потому что оно-то и делает его человеком… Кто не имеет милосердия, тот перестаёт быть человеком. Оно делает мудрыми… Оно есть признак божества… Итак, по всем этим причинам научимся быть милосердными, а особенно потому, что мы и сами имеем великую нужду в милосердии».

    В русской народной речи есть грустный, но очень глубокомысленный исторический совет: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». При всей его кажущейся простоте, это присловье в течение многих веков не только звучит как призыв к осторожности, но и воспринимается в национальной жизни именно как призыв к милосердию.

    Это очень важное русское народное качество совпадает с развернутым определением христианского милосердия, которое принадлежит святителю Василию Великому († 379): «Милосердие есть болезнование о страждущих сверх меры их вины и сострадание к ним. Милосердуем о том, кто из великого богатства впал в крайнюю нищету, кто из крепкого телесного здоровья перешел в крайнее изнеможение, кто прежде восхищался красотою и свежестью своего тела, и потом поврежден обезображивающими болезнями. Поскольку и мы некогда были славны в райском состоянии, а по причине падения стали бесславны и унижены, то Бог нас милует, видя, какими мы были и какими мы сделались».

    Противоположным состояние - это черствость души, жестокость сердца и озлобленность ума. В Священном Писании они напрямую связываются с духовным упрямством и противлением Богу (Иез. 2: 4; Мк. 16: 14). Мало того, что это состояние мучительно для человека и разрушительно для его личности: оно к тому же искажает человека, развивая в нем эгоизм, лживость, коварство, тщеславие, зависть, вероломность, грубость.

    В истории Церкви, христианских народов и особенно - в хрониках миссионерской деятельности восточных и западных христиан при желании можно найти абсолютную закономерность в том, что успешный или трагический результат прямо зависит от следования принципу милосердия или от его забвения.

    Словно предвидя трагические ошибки христиан будущих времен, святитель Григорий Богослов († 389) еще в четвертом веке настаивал на том, что милосердие - это закон христианской жизни. «Не думаешь ли ты, что человеколюбие есть для тебя не необходимость, а дело произвола, - не закон, а совет?», - строго вопрошает он и нас, христиан третьего тысячелетия от Рождества Христова.

    Два вида милосердия

    На христианском Востоке издавна различают два вида милосердия - телесное и духовное.

    Дела милости, которая оказывается телу, - накормить голодного, одеть нагого или имеющего недостаток в одежде, посетить больного и заключенного, с христианским достоинством погрести тех, кто умер в нищете.

    Милость, оказываемая духу, или душе человека - это исправление грешника, по слову апостола Иакова о том, что «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5: 20); это научение истине и добру, это чистосердечный совет и предупреждение об опасности, это утешение в скорбях, искренне прощение, молитвы о других людях.

    Две формы милосердия

    С древнейших времен в Церкви утвердились две формы милосердия, восходящие к практике Деяний святых Апостолов: индивидуальная и общественная.

    Христианин, руководимый чувством сострадания, спешит на помощь нуждающемуся. Это - частная, индивидуальная помощь (Деян. 3: 1–10). Другой вид состоит в том, что несколько людей, вся община или вся Церковь основывают общество и собирают то, чем желают помочь бедным, чтобы из этого общего хранилища оказывать содействие нуждающимся по мере их потребностей и своих возможностей (См.: Деян. 2: 44–45).

    Яркие образцы обеих форм милосердия сохранились в церковной письменности. Вспомним жития Мартина Милостивого († ок. 400), Олимпиады диакониссы († ок. 409), Филарета Милостивого († ок. 792), которые были прославлены Церковью за бескорыстное сострадание к людям; вспомним святителя Иоанна Милостивого, архиепископа Александрийского († 619), который в VII веке сумел организовать ежедневное кормление около восьми тысяч человек.

    Впрочем, полемика о том, какой из этих форм милосердия следует отдать предпочтение, продолжалась и в XIX веке, пока, наконец, не был окончательно сделан вывод о высоком нравственном значении обоих видов милосердия и соответствующих им форм благотворительности.

    Автор пособия «Православное нравственное богословие» протоиерей Иоанн Халколиванов († 1882) так резюмировал итоги дискуссии: «Если бы все христиане вообще и, в частности, бедные были честны, искренни, богобоязненны и расположены к одному доброму и благочестивому, то надлежало бы предпочесть благотворительность индивидуальную, ибо она, как не связанная никакими… правилами и формами представляет для бедных ничем не заменимое свойство - иметь вовремя нужную помощь.

    Но поскольку опыт показывает, что не у всех бедных людей и не всегда можно найти добрые христианские качества, и напротив, многие из них злоупотребляют милосердием, предаваясь праздности, тунеядству и разным порокам, то во избежание этого зла и для его прекращения следует предпочесть общественную благотворительность».

    О традиционных видах милосердия и благотворительности говорится и в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о людях, которые по различным причинам не могут сами себе зарабатывать на жизнь… и делиться с ними плодами труда.

    …Продолжая на земле служение Христа, Который отождествил Себя именно с обездоленными, Церковь всегда призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, трудоспособный престарелого. Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств» (13).

    Необходимое расположение сердца

    Еще древние святые отцы обращали особое внимание на расположение сердца, с которым совершаются дела милосердия, и указывали несколько важных нравственных позиций, с которых деяние становится благим и угодным Богу:

    Любая помощь нуждающемуся должна оказываться из собственного имущества, а не из имущества других. Это требование было твердым уже в ветхозаветные времена: «От имений твоих твори милостыню» (Тов. 4: 4), - говорится в книге Товии.

    Было бы большим заблуждением полагать, что Бога можно умилостивить из имущества и средств, отнятых у бедных. «Кто приносит жертву от неправедного стяжания, того приношение насмешливое, и дары беззаконных неблагоугодны» (Сир. 34: 18), - учит Иисус, сын Сирахов и к тому прилагает потрясающее сравнение: «Что заколающий на жертву сына пред отцем его, то приносящий жертву из имения бедных» (Сир. 34: 20). Это серьезная духовно-нравственная коллизия, своевременная во все века. Она возникает в обществе тогда, когда внешнее раскаяние совершается без исправления причиненного зла, а показное благочестие - из политического расчета.

    Второе важное качество благотворительности состоит в том, что ее нужно осуществлять охотно и без промедления. Для святого апостола Павла только добровольная милость и является благословенной: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7).

    «Милостыня является таковою только тогда, - читаем у святителя Иоанна Златоуста, - когда ты подаешь её охотно, щедро; когда ты думаешь, что не даёшь, а сам принимаешь; когда ты признаешь её для себя благодеянием и приобретением, а не потерею. Тот, кто оказывает другому милость, должен радоваться, а не печалиться» (16).

    Третье свойство милосердия - бескорыстие. Благодеяние ближнему не ожидает награды и благодарности, и потому совершается без помпезности и рекламы. «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне, - поучает Спаситель. - И Отец твой, видящий тайно, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 3).Тот же Златоустый Константинопольский архиепископ так истолковывает эту заповедь: «Знай, что в тебе живет ветхий греховный человек, который действует в твоих помыслах и пожеланиях. Укрой же от ветхого человека то, что творит в тебе новый человек - твоя совесть, просвещенная светом Евангелия и подкрепляемая духом Божиим. А потому: сделай доброе дело и тотчас же постарайся… забыть о нем».

    Четвертое свойство милосердия - нелицеприятие. Оно должно обнимать всех нуждающихся без исключения - христиан и нехристиан, родных и чужих, добрых и злых, друзей и врагов. «Благотворите ненавидящим вас… Да будете сынами Отца вашего Небесного, - говорит Господь, - ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 44–45).

    Поступая так, человек оказывает помощь в высшем смысле не столько ближнему, сколько сам себе. Потому что этим он преодолевает себялюбие, которое особенно сильно действует в поврежденной грехом и человеческой природе человека. Себялюбие убивает искренность, и вслед за ней умирает и способность сострадать другому человеку. А в чем нет искреннего сострадания, в том нет ни смысла, ни содержания христианской любви.

    Пятое и, я бы сказал, методологически важное свойство благотворительности - это посвящение Богу каждого своего дела. Именно при таком подходе любое благодеяние достигнет своей высшей цели, вне зависимости от того, большое оно или малое. Ведь значимость доброго дела измеряется прежде всего расположением сердца, а никакое доброделание не может быть успешным без обращения к Богу.

    «Извольте законом иметь, - строго наставляет нас святитель Феофан, затворник Вышенский († 1894), - всякое дело Богу посвящать в самом его зародыше, к Богу обращать его во время производства и у Бога просить сил на совершение его. Потом, закончив, и благодарение Ему же воздать…» (20).

    Впрочем, во все времена люди находили аргументы в оправдание своей бездеятельности в сфере милосердия. Проходили тысячелетия, а эти оправдания всегда были одними и теми же: у нас самих нет излишков; мы - люди не богатые; если всем помогать, так и сам придёшь в нужду; милосердием других многие злоупотребляют; нам надо прежде подумать о своих, а потом уже давать другим… И так далее в меру своего хитроумия.

    Текст доклада и презентация председателя Синодального отдела по благотворительности епископа Пантелеимона - об основных тенденциях в сфере социального служения Церкви. Доклад прозвучал на заседании Высшего Церковного Совета

    11 мая в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Высшего Церковного Совета. Одним из вопросов, который на заседании, стала тема церковной благотворительности. Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон выступил с докладом «Церковная социальная и благотворительная деятельность. Общий обзор и статистика за 2017 год». Публикуем текст доклада и презентацию к нему.

    Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемые члены Высшего Церковного Совета!

    В своем докладе я хотел бы рассказать о развитии церковной благотворительности в 2017 году.

    Прежде всего, я хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за то внимание, которое Вы уделяете делам милосердия и благотворительности. Вы показываете нам всем пример служения ближним, посещая нуждающихся на Пасху и Рождество, а также во время ваших поездок в епархии. Уже стало традицией, что по Вашей просьбе настоятели московских храмов в дни праздников направляют средства, которые могли потратить Вам на цветы, на помощь нуждающимся.

    По примеру Святейшего Патриарха многие архиереи также участвуют в социальном служении: посещают нуждающихся в праздники, ходят в больницы, детские дома, интернаты, лично участвуют в делах милосердия и благотворительности. Это очень важно для того чтобы во всей Церкви развивалось социальное служение.

    СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ. СТАТИСТИКА

    Я хотел бы представить несколько общих цифр о социальном служении Церкви. В настоящее время, по нашим данным, в российских епархиях 8412 социальных работников, из них 1920 штатных и 6492 внештатных.

    Всего церковных социальных проектов - более 4500 (данные по России, Белоруссии, Украине, Казахстану, Эстонии, Таджикистану, Киргизии).

    Отделы социальной направленности существуют в 188 российских епархиях , отсутствуют - в 2 (Серовская и Анадырская) российских епархиях.

    В 187 епархиальных отделах назначены руководители (в 3 не назначены: в Анадырской, Серовской и Владикавказской епархиях).

    Кроме непосредственно отделов по благотворительности, в некоторых епархиях созданы другие отделы социальной направленности. В частности, в 18 епархиях работают отделы помощи семье и детям. Называются они по-разному. В Новосибирской епархии, например, эта структура называется отделом по духовному окормлению детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В 13 епархиях есть отделы по работе с нарко- и алкоголезависимыми. В 12 епархиях - отделы по взаимодействию с медицинскими организациями. В 6 епархиях есть самостоятельные отделы по помощи наркозависимым, в 6 епархиях есть самостоятельные отделы по помощи алкоголезависимым, в 2 епархиях (Казанской и Пензенской) - отделы по работе с инвалидами. В Красноярской епархии есть отдел православных психологов.

    Таким образом, в 46 епархиях работают несколько отделов социальной направленности .Есть епархии, где существует одновременно целый ряд отделов социальной направленности. В 15 епархиях, помимо основного отдела по благотворительности, работают еще больше 2 отделов социальной направленности. Особенно выделяются 4 епархии, где сразу 4 отдела социальной направленности: это Пензенская, Казанская, Красноярская, Новосибирская епархии. А наибольшее количество отделов социальной направленности в Воронежской епархии - 5.

    ПРОФИЛАКТИКА АБОРТОВ

    Ваше Святейшество, в Вашем докладе на Архиерейском Соборе 2017 года Вы назвали помощь беременным женщинам «важнейшим направлением» нашей работы. В этой сфере за последние годы заметен очень серьезный рост. Каждый год при участии Церкви появляется в среднем 6-7 новых приютов для женщин в трудной жизненной ситуации. Если в 2011 году был всего один приют для женщин в Иваново, то к 2016 году их число достигло 44. В 2017 году было создано 8 новых приютов: в Екатеринбурге, Шахтах, Угличе, Нерчинске, и . Вы их видите на карте. Таким образом, сегодня уже 53 приюта, открытых при участии Церкви.

    Последние два церковных приюта для женщин были открыты в и . В открытии приютов участвовали правящие архиереи. В Белгороде приют появился совсем недавно - в феврале этого года.

    В этом году планируется создание еще нескольких приютов, один из них должен появиться в Калуге благодаря победе Калужской епархии в конкурсе «Православная инициатива».

    Представители Церкви участвуют в противоабортном психологическом консультировании женщин . Наш Синодальный отдел координирует программу «Спаси жизнь», которая охватывает сегодня 75 городов (Вы их видите на карте), работает 141 специалист в 134 медицинских учреждениях. Благодаря программе удалось спасти от аборта свыше 7000 детей.

    Также по всей стране активно создаются церковные центры гуманитарные помощи. В 2017 году Синодальный отдел по благотворительности проводил конкурс по распределению средств, собранных по благословению Святейшего по всех российских храмах к Дню защиты детей в 2016 году. Тогда было собрано 39 миллионов рублей на помощь женщинам в кризисной ситуации. Эти средства было решено направить на открытие в епархиях новых центров гуманитарной помощи.

    Только в 2017 году было открыто 66 новых церковных центров гуманитарной помощи . Благодаря нашему конкурсу был создан 101 новый центр гуманитарной помощи. Центры продолжают открываться, и сегодня в России работают уже 167 церковных центров гуманитарной помощи .

    Открытие этих центров активизирует всю социальную деятельность, особенно в маленьких епархиях. Этот положительный опыт можно было бы развить.

    ПОМОЩЬ ЗАВИСИМЫМ ЛЮДЯМ. ДЕНЬ ТРЕЗВОСТИ

    Одним из ключевых направлений нашего служения является помощь людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Каждый год в России появляются от 5 до 10 новых церковных реабилитационных центров и других структур помощи.

    По данным нашего мониторинга 2017 года, в России в 2017 году работали: 75 реабилитационных центров, 12 адаптационных квартир, 12 амбулаторных программ, 40 консультационных пунктов, 7 подготовительных мотивационных центров, а также 77 групп поддержки зависимых и более 300 обществ, братств и групп трезвости.

    В 2014 году по решению Священного Синода в России был восстановлен День трезвости . И мы видим, что тематика трезвого и здорового образа жизни с каждым годом становится все более востребованной. Если в 2015 году про День трезвости вышло 1370 сообщений СМИ, то в следующем году - 3976, а в 2017 году - 4877 сообщений СМИ.

    Также заметен рост интереса пользователей интернета к понятию трезвость . За сентябрь 2014 года было зафиксировано около 30 тысяч запросов со словом «трезвость» в Яндексе, в сентябре 2015 года - 55 тысяч, в сентябре 2016 года - 74 тысяч, в сентябре 2017 года - свыше 104 тысяч. При этом в другие месяцы средняя частота запросов со словом трезвость в Яндексе составляет 13-15 тысяч в месяц. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить за работу в этом направлении Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы и Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

    ПОМОЩЬ БЕЗДОМНЫМ

    Церковь активно занимается помощью бездомным. В России работают 95 приютов для бездомных , 76 крупных благотворительных столовых, 10 автобусов милосердия (передвижных пунктов помощи). Расположение этих проектов можно увидеть на карте.

    Одна из самых серьезных проблем бездомных - отсутствие возможности получить амбулаторную медицинскую помощь. Медпункты для бездомных работают пока только в Москве и Петербурге. Сейчас мы прорабатываем вместе с Минздравом совместную по открытию медпунктов для бездомных еще в трех пилотных регионах: в Хабаровском крае, Чувашии и Иркутской области.

    В 2017 году в Хабаровской епархии была открыта для бездомных , она размещена в трех отапливаемых железнодорожных вагонах, туда подведены электричество, канализация и водопровод. Помимо ночлега бездомные обеспечиваются горячим питанием, теплой одеждой, возможностью пройти санитарную обработку и сделать флюорографию.

    ПОМОЩЬ ИНВАЛИДАМ

    Важным направлениям нашего служения является помощь инвалидам. Сейчас работают свыше 400 церковных проектов помощи инвалидам . В 63 приходах ведется работа с глухими людьми.

    По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в разных регионах мы организуем курсы по обучению священнослужителей и церковных добровольцев жестовому языку и церковной лексике . В 2017 году было организовано 4 таких курса в разных регионах (в Нижнем Новгороде , Ростове-на-Дону и , в Москве с . ), также наш Отдел выпустил православной лексики русского жестового языка - это первая попытка обобщения опыта перевода на русский жестовый язык разных православных общин глухих.

    Особое место в нашем служении занимает помощь слепоглухим людям. Сегодня в 12 храмах в 10 регионах слепоглухие являются прихожанами храмов. В 2017 году наш Отдел провел по обучению православных добровольцев общению со слепоглухими людьми .

    В прошедшем году Святейший Патриарх освятил в Сергиевом Посаде место строительства социально-реабилитационного центра постинтернатного сопровождения для молодых слепоглухих инвалидов. Это совместный проект Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Сергиево-Посадского детского дома-интерната.

    Также в конце 2017 года был освящен нижний храм в Сергиево-Посадском доме-интернате слепоглухих для детей и молодых инвалидов. Освящение совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Весь храм в этом детском доме адаптирован для детей с особенностями развития.

    Важная тема - создание доступной среды в храмах . К сожалению, далеко не все наши храмы сегодня доступны для маломобильных групп населения. Мы благодарим Вас, Ваше Святейшество, за то, что Вы обратили внимание на этот вопрос на Общецерковном съезде по социальному служению в 2017 году.

    По благословению Святейшего Патриарха мы совместно с Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации подготовили методические рекомендации по обеспечению доступной среды в храмах . Эти рекомендации были направлены Управлением делами Московской Патриархии во все российские епархии.

    В прошлом году наш Отдел издал специальное методическое пособие , мы занимаемся обучением представителей епархий.

    ПОМОГАЕМ ТАМ, ГДЕ НИКТО НЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ

    Очень востребованы церковные проекты сопровождаемого проживания инвалидов . В , Кинешемской эти проекты уже стали реальностью.

    В 2017 году в Пензе при поддержке Церкви был открыт один из лучших негосударственных проектов сопровождаемого проживания - пансион для молодых инвалидов с тяжелыми нарушениями . Здесь инвалиды ведут активную жизнь: они проходят реабилитацию, учатся и по возможности работают. Этот проект является альтернативой психоневрологическому интернату, где большинство людей не развиваются, а просто лежат в кроватях. Землю под строительство центра выделила Пензенская епархия, он расположен рядом с храмом.

    Федеральный министр труда и социальной защиты Максим Топилин отметил на открытии центра, что с точки зрения дизайна, удобства и комфорта для людей «Дом Вероники» является на сегодня лучшим в России подобным проектом .

    В некоторых епархиях (Алатырская, Самарская, Йошкар-Олинская, Московская, Пятигорская) стали появляться реабилитационные развивающие центры для детей-инвалидов . В этих центрах Церковь часто оказывает ту помощь, которую никто - ни государство, ни общество - пока не может оказать инвалидам.

    Например, для детей-инвалидов (Чувашия) находится в городе с населением 35 тысяч человек. Ни в самом городе, ни в радиусе 200 километров от него нет ни одного подобного центра. Алатырский центр посещают 55 детей-инвалидов из 40 семей.

    ПОМОЩЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    За последние годы в Церкви удалось отладить . Священники, сестры милосердия готовы в кратчайшие сроки выехать на место происшествия, чтобы оказать людям помощь.

    В 2017 году представители Церкви реагировали на 30 крупных чрезвычайных ситуаций.

    После в Черном море (25 декабря 2016 года) российского самолета, летевшего в Сирию , священники от Синодального отдела несли дежурство в морге и в гостинице, утешали родственников погибших в авиакатастрофе.

    В связи с в августе 2017 года в Приморском крае наш Отдел направил 100 000 руб. для оперативной помощи, на эти средства была закуплены для пострадавших продукты питания и вода, также на свои средства Владивостокская епархия приобрела газовые плиты, баллоны, постельные принадлежности, одежду.

    После в петербургском метрополитене (3 апреля 2017) священнослужители Санкт-Петербургской епархии навестили в больницах пострадавших, оказали им духовную и психологическую поддержку.

    Активно помогали в Ростовской епархии после в Ростове-на-Дону в августе 2017 года. Митрополит Меркурий лично доставил в епархиальный центр гуманитарной помощи предметы первой необходимости и одежду. В течение недели в приходах епархии собирали вещи для пострадавших. На территории школы, где были размещены пострадавшие, было организовано дежурство священников.

    ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

    Наш Синодальный отдел особое внимание уделяет обучению церковному социальному служению представителей епархий.

    В 2017 году был начатый в ноябре 2016 г. полугодичный курс дистанционного обучения для приходских социальных работников . По итогам курса участники запустили социальные проекты на базе 306 приходов и социально-ориентированных НКО на территории 109 епархий (из них - 11 зарубежных), привлекли к социальной деятельности более 1950 добровольцев(из них больше половины - молодые люди). За время курса число подопечных, которым помогают участники обучения, увеличилось больше чем на 15000 человек.

    На карте вы видите те социальные проекты, которые появились благодаря нашим курсам дистанционного обучения в 2017 году. Среди участников полугодичного курса 2016-2017 были представители 11 зарубежных епархий.

    Кроме того, в ноябре 2017 года мы начали новый полугодичный курс дистанционного обучения для приходских социальных работников . В апреле 2018 года он подошел к концу. Обучение успешно завершили 255 человек из 95 епархий. Среди участников курсов были представители 11 зарубежных епархий.

    Также во исполнение поручения Высшего Церковного Совета в прошлом году мы провели 2-месячный дистанционного обучения для руководителей и сотрудников социальных отделов епархий . Курс успешно завершили 82 представителя 52 епархий.

    Помимо этого, в 2017 году мы провели , посвященный организации центров семейного устройства и работе с детьми-сиротами . В этом курсе приняли участие 249 человек из 71 епархии.

    ОЧНЫЕ КУРСЫ И КОНФЕРЕНЦИИ

    Кроме дистанционного обучения, наш Отдел организует очные курсы повышения квалификации и конференции . В 2017 году была проведена целая серия таких мероприятий:

    Прежде всего, под председательством Святейшего Патриарха прошел , в котором приняли участие свыше 2 тысяч человек: руководители церковных социальных проектов, главы епархиальных отделов социальной направленности, сестры милосердия, социальные работники, добровольцы, студенты ПСТГУ, РГСУ, Свято-Димитриевского училища сестер милосердия. Делегаты съезда приехали из 175 епархий, в том числе 22 из-за рубежа. Впервые в рамках общецерковного съезда, помимо тематических секций по различным направлениям социальной работы, проходили отдельные секции по федеральным округам.

    По традиции, в 2017 году состоялась , в которой принял участие 241 сотрудник социальных отделов 21 епархии Северо-Западного федерального округа;

    Мы провели в Москве 17 смен очных курсов повышения квалификации для мирян (61 человек), которые занимаются социальным служением, из 35 епархий;

    В Москве прошли 6 смен очных , с посещением основных церковных благотворительных учреждений столицы, для 59 священнослужителей, ответственных за социальную работу, из 50 епархий.

    По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2017 году мы открыли новый региональный обучающий центр в , где впервые состоялись 5-дневные очные для 18 руководителей и сотрудников социальных отделов из 13 епархий Урала и Сибири.

    В 2018 году планируется открытие второго регионального обучающего центра в Ростове-на-Дону .

    ПОМОЩЬ ЕПАРХИЯМ КАЗАСХАТАНА И СРЕДНЕЙ АЗИИ

    В феврале 2018 года в Екатеринбурге мы провели , в которой кроме представителей епархий Уральского федерального округа приняли участие представители социальных отделов епархий Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана . На обучение приехал 21 представитель 13 епархий, в том числе - 16 человек из 9 епархий Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана.

    Мы оплачивали для этих епархий билеты, проживание, питание. Прошедшее обучение дало новый импульс в развитии социального служения в Средней Азии.

    В ходе общения выяснилось, что сотрудники социальных отделов епархий Казахстана и Средней Азии вынуждены работать в более сложных условиях, чем их коллеги в России.

    Например, в Таджикистане остро стоит проблема финансирования и нехватки кадров . Продолжается отток русского населения. Большой процент людей живет за чертой бедности. Остро стоит проблема образования русских детей.

    В 2018 году мы собрали и в Душанбинскую епархию свыше 500 тысяч рублей на помощь самым бедным людям. Наша сотрудница, сестра милосердия Полина Юферева посетила Душанбинскую епархию. Часть средств потратили на приобретение продуктовых наборов для пациентов ПНИ и психиатрической больницы, часть - на ремонт здания на территории храма, в котором собираются открыть пансион для детей из малообеспеченных семей, остальные средства направили на помощь подопечным социального отдела епархии. На фото вы видите, как в епархии раздают собранные деньги одиноким русским бабушкам, которые живут в очень тяжелых условиях. Наш Отдел планирует продолжать оказывать поддержку нуждающимся в Таджикистане.

    МЕТОДИКИ. РАБОТА С ЕПАРХИЯМИ

    Синодальный отдел по благотворительности издает книги, методики по различным направлениям социальной работы. С 2010 года мы издали 37 таких . В 2017 году издали и подготовили к печати 7 методических пособий- по , о том, как , и другие.

    Мы ведем адресную работу с епархиями:

    - За каждым федеральным округом мы закрепили координатора от Синодального отдела. Основная его задача - помощь новообразованным епархиям и епархиям, которые испытывают трудности в развитии социального служения;

    Мы разработали и разослали памятку для руководителей социальных отделов - как развить с нуля социальное служение в епархии;

    - Наши координаторы постоянно на связи с руководителями социальных отделов епархий своего округа, помогают им, консультируют по открытию новых проектов, по организации благотворительных акций, сбору средств, оформлению заявок на гранты, приглашают к обучению, а когда у самой епархии нет денег на обучение, мы финансируем очное обучение за наш счет;

    По результатам работы за год можно отметить, что заметна активизация социальной деятельности в небольших епархиях . Все больше епархий, приходов участвуют в грантовых конкурсах. Например, в 2017 году 152 церковных социальных проекта стали победителями конкурса Президентских грантов. В общей сложности они получили 421 млн. 672 тыс. 231 р. Если суммировать эти данные с результатами конкурса «Православная инициатива», то всего на развитие церковных социальных проектов удалось привлечь 447 млн.;

    При нашей поддержке 5 епархий в 2017 году присоединились к акции : благодаря акции одинокие пенсионеры смогли получить бесплатно дрова для отопления своих домов;

    Наш Отдел вместе с фондом продовольствия «Русь» помогает обеспечивать продуктами нуждающихся в епархиях. За 2017 год в 23 регионах было передано почти 2 тысячи тонн (1 983 тонн) продуктов ;

    В этом году мы проводим серию выездных практических семинаров с участием ключевых сотрудников Синодального отдела по разным направлениям. Большинство этих семинаров проходят в новообразованных, либо труднодоступных епархиях - в и мы уже провели, предстоит семинар в Абаканской епархии. Также проведем отдельно семинар на Дальнем Востоке (в Хабаровске) и межрегиональную конференцию для всего Приволжского округа в Уфе.

    ТРУДНОСТИ

    Несмотря на рост компетентности епархий в вопросах социального служения, появление новых социальных проектов, все равно еще остаются некоторые трудности:

    Не везде проводятся регулярные координационные советы глав епархиальных отделов. По нашим данным, такие встречи проходят в 118 российских епархиях. Таким образом, в 72 епархиях такие совещания не проходят;

    Социальные отделы епархий, входящих в одну митрополию, не всегда друг с другом активно взаимодействуют;

    На некоторых сайтах епархии нет раздела, посвященного социальному служению. Иногда даже нет информации об отделах, об их руководителях и об их деятельности;

    Нехватка средств и отсутствие людей, которые занимаются привлечением средств на социальную деятельность епархии.

    В качестве решения этих проблем предлагается рекомендовать епархиям:

    Проводить несколько раз в год расширенные координационные советов с участием глав епархиальных отделов по аналогии с заседаниями Высшего Церковного Совета;

    Проводить регулярные совещания руководителей всех социальных отделов епархий, входящих в митрополию;

    На сайте епархии создать и постоянно вести раздел о социальном служении;

    Главам епархиальных социальных отделов - участвовать в очных и дистанционных курсах обучения Синодального отдела по благотворительности, а также обращаться за помощью по всем вопросам к координаторам своего федерального округа в нашем Отделе.

    ПРИВЛЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ НА СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ

    Также мы планируем запустить проект по развитию системы привлечения средств на социальную деятельность в епархиях . У нас есть благотворитель, который готов финансировать этот проект.

    В рамках проекта Синодальный отдел обеспечивает методическую поддержку работы фандрайзеров в двух выбранных епархиях, привлеченный нами благотворитель оплачивает 75% расходов на работу епархиальных фандрайзеров в течение первых 6 месяцев, остальные 25% оплачивает сама епархия. За 6 месяцев местные фандрайзеры при поддержке Синодального отдела должны освоить все основные навыки привлечения средств, и епархия сможет дальше финансировать их работу самостоятельно. Спустя 6 месяцев финансирование из Москвы начинает поступать в другие две епархии. И таким образом постепенно мы будем расширять круг епархий, где будут работать грамотные высококвалифицированные профессионалы.