Древнегреческий календарь. Древнегреческие календари Греческие месяцы


Нильссон, чье произведение „Primitive Time-Reckoning” («Первобытное времясчисление») является самым авторитетным в вопросах древней истории календаря, утверждает, что греческий календарь не был греческим по своему происхождению и что он был введен не ранее VII столетия или самое большее в VIII столетии до н. э. под надзором дельфийского жречества.
Первая часть этого заключения, несомненно, правильна в том смысле, что греческий календарь не принадлежал к местным традициям говоривших по-гречески иммигрантов в районе Эгейского j моря. Они переняли его из тех культур, с которыми соприкасались ранее. Но когда? Если это был продукт религиозного верования, как полагает Нильссон, то весьма вероятно, что, подобно многому другому в греческой религии, он был унаследован от минойской эпохи. Имеются положительные основания для того, чтобы считать его более древним и менее зависимым от Дельфов, чем допускает Нильссон.
Если этот календарь был составлен в сравнительно недавнее время в Дельфах, следовало бы ожидать, что мы найдем некоторое единообразие в начале календарного года и в названиях месяцев. Но это не так. Только в Афинах и на Самосе год начинается, как в Дельфах, с летнего солнцестояния. Дельфийские названия пяти месяцев встречаются спорадически кое-где еще, но остальные названия уникальны. Более того, сравнение аттическо-ионийских и дорических названий заставляет предполагать, что их история следовала за историей самих диалектов.
Аттические названия близко согласуются с делосскимиа, что указывает на аттическо-ионийский прототип, более древний, чем ионийская миграция. Мы, естественно, обращаемся к Беотии. Там мы находим месяц леней, упоминаемый Гесиодом; он встречается и на Делосе, и по всей Ионии. В Афинах праздник Леней устраивался в том же самом месяце, и, без сомнения, подобно другим культам Диониса, этот культ пришел в Афины из Беотии. Подобно этому, месяц посейдеон, который можно найти только в ионийских календарях, напоминает панионический культ Посейдона Гелико- ния, который, как указывает название, произошел из Беотии.

Афины Гекатомбий* Метагейтний Боэдромий Пианопсий Маймактерий Посейдеон Г амелий Анфестерий Элафеболий Мунихий Таргелий Скирофорий
Делос
Г екатомбий
Метагейтний
Буфоний
Апатурий
Аресий
Посейдеон
Леней*
Гиерос
Галаксий
Артемисий
Таргелий
Панемос
Родос. Панамос Карней Далий
Фесмофорий*
Сминтий
Диостий
Теудейсий
Педагейтний
Бадромий
Артамитий
Агрианий
Гиакинтий
Дельфы Апеллей* Букатий і
Боатой;- Герей
Дайдофорий
Пойтропий
Амалий
Бисий
Теоксений
Эндиспойтропий
Гераклий
Илей

* Первый месяц календарного года.
Дорические названия иные, но внутри самих себя они удивительно единообразны. Карней и гиакинтий, имеющие отношение к древним дорическим празднествам, есть почти всюду. То же самое верно и в отношении к педагейтнию, бадромию и теудейсию. Два первых, хотя и помещены в разных местах, являются теми же названиями, что и аттическо-ионийские метагейтний и боэдромий, а бадромий или боэдромий соответствуют по своему значению дельфийскому боатою. Но, поскольку они занимают разные места в календаре, трудно предположить, что они заимствованы в Дельфах столь поздно - в VIII или VII столетии. И, наконец, дорический агрианий, который встречается в Эгине, Спарте, на Родосе, Косе, Калимносе и в Византие, не обнаружен больше нигде, кроме Фив и трех других городов Беотии (Херонея, Либадея, Оропос). Подобно этому, праздник Агриании известен только в Беотии и Аргосе (см. т. I, стр. 192-193) и ясно, что он пришел в Аргос из Беотии. В Аргосе он связывался с Пройтидами, которые повторяли Миниады из Орхомена, и с Мелампом, который происходил от Миния (см. т. I, стр. 222). Где и когда это название месяца попало в дорический календарь? Не в Аргосе, потому что это не объяснило бы его широкого распространения в других дорийских общинах. Скорее всего, дорийцы заимствовали его из Беотии до того, как вступили на Пелопоннес.
Если аттическо-ионийский и дорический календари восходят к общему источнику в Беотии, их зарождение следует отнести к минойскому периоду. Это ставит перед нами следующий вопрос. Каково соотношение между беотийским и дельфийским календарями? Что ответить на это - мы не знаем, потому что материалы по Беотии сохранились лишь в отрывках. Если календари восходят к минойскому веку, тогда нет оснований приписывать Дельфам приоритет перед Фивами и Орхоменом. Все, что мы можем сказать с уверенностью, состоит в том, что и аттическо-ионийский, и дорический календари происходят от доисторического оригинала, находившегося в центральной Греции.
Если принять эту гипотезу, она сейчас же обеспечит нам связь с Востоком, которую мы искали. Кадм, основатель Фив, был финикийцем, связанным через Европу с Миносом из Кносса. Следует вспомнить, что Европа была похищена из Финикии Зевсом в образе быка и что в одном из религиозных текстов из Угарита сообщается, как бык-бог Эль соединился с матерью-богиней Ашерат (см. т. I, стр. 376-377).
Если греческий календарь был минойского происхождения, как же, можно спросить, получилось, что только одно название месяца упомянуто в «Трудах и днях» Гесиода - поэме, посвященной ежегодному кругу сельскохозяйственных работ, и ни один из месяцев вовсе не упомянут у Гомера? Что касается Гесиода, то ответ " таков: из-за греческой системы вставки, о чем пойдет речь в следующем параграфе, календарные названия месяцев были бесполезны для его цели, которая состояла в том, чтобы предписать точное время года, когда земледелец должен приступать к разным работам. Это можно было сделать лишь путем ссылки на солнечный год, как он раскрывается в годичном движении звезд. Что касается Гомера, то было бы ошибкой предполагать, как это сделал Нильссон, что греки гомеровских времен не имели названий месяцев потому лишь, что эти названия не упоминаются в гомеровских поэмах. Поскольку целью эпических поэтов было представить идеализированную картину героического прошлого, они избегали всякого упоминания тех институтов, которые имели только местное или кратковременное значение; и на этом основании исключались ссылки на календарь, ибо названия месяцев были различны в разных городах. *
В «Трудах и днях» мы найдем определенное подтверждение той гипотезы, что греческие календари, как мы их знаем, происходят из доисторической Беотии; но, прежде чем перейти к этому вопросу, мы должны разобрать греческую систему вставки в календарь.

Астрономическая мысль древних греков с отдаленных эпох развивалась в схеме лунно-солнечного календаря; счет дней в гражданской жизни шел у них по Луне, от новолуния к новолунию; их календарные числа показывали, таким образом, только возраст Луны. Но с тем научным реализмом, который характеризует греческую культуру, с тем проникновенным «удивлением», с которым греки подходили к природе, они быстро усвоили, что астрономические наблюдения должны раскрыть связь явлений звездного неба с движением Солнца и что календарь должен эту связь отображать. С VIII в. до н. э. им был известен восьмилетний период (октоэтерис) - инструмент, как мы знаем, весьма примитивный. Ко времени Солона-законодателя (около VI в. до н. э.) в Аттике действовала уже исправленная октоэтерида; каждый период удлинялся на ½ дня. Следовательно, из двух таких периодов получалось:

2.922 · 2 + 3 = 5.847 дней = 198 лунных месяцев = 16 солнечных лет.

Такое соотношение дает для Луны вполне приемлемый результат; но солнечный год выходит равным дня, т. е. на дня больше юлианского года. Следовательно, на каждые 16 лет солнцестояния - год у древних греков начинался с летнего солнцестояния - смещались в календаре на 3 дня назад; ошибка очевидная, даже и при всей трудности соответствующих наблюдений. Но уже в V в. Метон достиг существенного улучшения. «Этот человек добился истины в отношении предсказания явлений звездного неба, ибо движения светил и перемены погоды вполне согласуются с его данными; поэтому большинство греков до моего времени пользуются его 19-летним кругом», - писал историк Диодор в I в. до н. э. Что метеорологические, или климатологические, предсказания шли у древних греков параллельно с астрономическими предвычислениями, это одна из характерных черт их общего мировоззрения, познание природы строилось у них на чисто наблюдательном материале, без всякой примеси астрологии. В какую же календарную форму оно было облечено?

Годовой круг Солнца разделен на 12 равных частей (додекатеморий), на 12 знаков Зодиака; происхождение этого деления есть вопрос особый, очень сложный и нас сейчас не интересующий; для древнего наблюдателя было существенно, что смена годичных восходов и заходов звезд и - думал он - перемены погоды (эписемазии) происходят в определенные моменты прохождения Солнцем его круга; поэтому из наблюдений строятся зодиакальные таблицы, в которых по 12 знакам расписаны и те, и другие явления . Ясно, что такие таблицы достаточно составить на 365 дней года; тогда останется только согласовать их со счетом дней в гражданском лунном году и сделать эти данные общедоступными - греческая наука никогда не запиралась в храмы и не была кастовой. Метон для наблюдения солнцестояний воздвигал свои стелы (колонны) и инструменты на Пниксе в Афинах, у самой площади народных собраний , и все решительно могли видеть его парапегмы, т. е. высеченные на камне календари.

Археологи долго не понимали, как могли быть устроены эти календари; ведь нельзя же нанести на камень 6.940 дат 19-летнего круга, повторив в них 19 обходов Солнца по всем знакам Зодиака. Только в 1902 г., при раскопках театра в Милете (в Малой Азии) были найдены обломки такой парапегмы; из них сразу же выяснилось остроумное решение данной технической задачи, найденное греками. На рис. 9 изображен один из фрагментов памятника; на нем виден ряд надписей, расположенных по строкам; слева от строк, а также и между ними имеется ряд небольших отверстий; всего их на правом столбце 30 - что показано сверху греческой буквой Λ; пронумеруем все эти отверстия, проставив для ясности перед строками числа, которых на памятнике нет.

Рис. 9. Древнегреческий переставной календарь

В переводе надписи гласят следующее:

1 ♦ Солнце в Водолее

2 ♦ Лев на утренней заре заходить начинает и Лира заходит

5 ♦ Лебедь на вечерней заре заходит

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦

15 ♦ Андромеда утром на заре восходить начинает

18 ♦ Водолея середина восходит

19 ♦ Пегас утром на заре восходить начинает

21 ♦ Центавр целиком утром заходит

22 ♦ Гидра целиком утром заходит

23 ♦ Кит на вечерней заре заходит

24 ♦ Стрела заходит, пору Зефира (весну) приводя

29 ♦ Лебедь целиком на вечерней заре заходит

30 ♦ [Арктур] на вечерней заре восходит

Мы видим, что это отлично сохранившаяся зодиакальная таблица на 1 месяц, именно на время прохождения Солнцем знака Водолея. В нашем современном календаре Солнце вступает в этот знак (300° долготы) около 22 января; отсюда легко было бы, с помощью чисел, поставленных перед строками, определить календарные даты всех остальных предсказанных явлений. Но сейчас надо совершенно забыть эту солнечную датировку; греки ее не знали. В их лунном календаре вступление Солнца в любой из знаков перескакивало с даты на дату по годам круга, как показано в 6. Восьмилетний период и метонов круг , тип А. Но тут приходят на помощь отверстия в камне: если известно, в какое число лунного календаря Солнце в данном году вступает в первый знак, то достаточно проставить во все отверстия как у строк, так и между строками, штифты с последовательными датами, чередуя месяцы по 29 и 30 дней по правилам лунного календаря; тогда каждая из строк таблицы, т. е. каждое явление, придется на вполне определенную дату лунного года; всякий сразу увидит, на какие числа упадут важные и интересные явления природы. Так выяснили, наконец, загадочный раньше смысл слова парапегма и его связь с глаголом, означающим «прикреплять», «вкалывать». Это был всенародный переставной календарь.

Вопрос о внутренней структуре метонова круга у греков хронологами еще окончательно не разрешен; на 19 лет надо вставить 7 эмболисмических месяцев (12 · 12 + 7 · 13 = 235); древние не оставили сколько-нибудь точного описания устройства цикла в отношении порядка их размещения. Теперь обычно считается, что эмболисмическими были 3, 6, 9, 12, 15, 17 и 19-й годы круга. Приняв во внимание, что средний солнечный год в этой системе выходит равным месяца, читатель легко построит таблицу распределения ошибок к началу каждого из лунных лет, как это было сделано для 8-летнего периода или для свободного лунного календаря.

Введение метонова круга связано с знаменитым астрономическим наблюдением, о котором сообщает Птолемей: «Летнее солнцестояние, которое наблюдали Метон и Эуктемон, приведено в записях при афинском архонте Апсейде, в 21-й день египетского месяца Фаменот утром». Перевод датировки и исторические данные весьма точно определяют день наблюдения: это 27 июня 432 г. до н. э. Но по таблице равноденствий легко проверить, что солнцестояние было 432 г., 28 июня, в 2 часа, считая сутки от полудня, по афинскому времени (Афины на 1½ часа к востоку от Гринвича). Следовательно, наблюдение Метона ошибочно не больше как на 1½, суток - для той эпохи хороший результат. Первый день первого метонова круга положен на первую неомению после этого солнцестояния, что дает 16 июля 432 г. до н. э., следуя большинству хронологов.

11.01.2016

Древнегреческий календарь – система исчисления, которой пользовались в Древней Греции и сопредельных государствах в первом тысячелетии до н.э. В настоящее время данный календарь не употребляется. Любые знакомые нам настенные календари , настольные, перекидные и карманные календарики представляют григорианскую систему исчисления, принятую на несколько столетий позже эллинской.

Что представляет собой древнегреческий календарь

Солнечно-лунный календарь, которым пользовались древние греки, был создан с учётом астрономических циклов. Год состоял из 12 месяцев, ориентированных на лунный цикл. В каждом месяце содержалось 29 или 30 дней, год равнялся 354 суткам. Примерно раз в три года добавлялся ещё один месяц.

Календарь древних греков несколько раз подвергался коррекции. Был введён цикл из 8 лет, в котором добавочный месяц вставлялся в 3, 5 и 8 годы. 8-летний цикл впервые ввели в Афинах в 594 г. до н.э., идея принадлежала политическому деятелю и поэту Солону. Примерно 50 лет спустя астроном Метон предложил использовать более точный 19-летний цикл, в котором было 7 вставных месяцев. Новый стиль вводился в употребление довольно долго; позже от его использования решили отказаться.

Особенности употребления

Неудобство древнегреческой системы состояло в том, что в каждом городе жители использовали свой собственный календарь и свои наименования месяцев. Обычно они совпадали с названиями праздников, которые в этом месяце отмечались.

В теории каждое новолуние должно было давать начало новому месяцу, но на практике так выходило не каждый раз, что вносило путаницу и вынуждало использовать такие термины как «лунное новолуние» и «гражданское». Таким образом, астрономический календарь расходился с общественным.

Путаница возникала и с началом года. По календарю Афин началом года считалось первое после летнего солнцестояния новолуние, по календарю города Фивы (беотийский календарь) год начинался после зимнего солнцестояния. Беотийский календарь был наиболее приближен к современной григорианской системе.

Общеэллинское летоисчисление основывалось на традиционных греческих спортивных состязаниях – олимпийских играх. Соревнования проводились каждые 4 годы в городе Олимпия и принимали характер народных торжеств. Открытие игр приурочивали к началу года. Начало древнегреческого летоисчисления относится как раз к году проведения первых олимпийских игр.

Благозвучные названия эллинских месяцев – Посейдон, Гекатомбеон, Элафеболион и др. – ныне почти забыты. Люди пользуются более точным с точки зрения астрономии и удобным в обращении григорианским календарём. Эта система исчисления времени прочно устоялась в общественном сознании. Календарями пользуется каждый из нас – это доступное и полезное приспособление.

Полиграфическая отрасль достигла в последние десятилетия небывалого развития. Сегодня печать календарей стала оперативным и относительно недорогим мероприятием.

вовано от божеств или таких праздников, которые совершались в эти месяцы. Наконец, следует отметить еще, что во многих государствах жрецы или магистраты по делам культа были эпонимами года. Все это указывает на тесную связь, в которой времяисчисление греков стояло с их религиозными учреждениями, а эта связь издревле заставляла их обращать большое внимание на точное урегулирование времяисчисления.

Само собою разумеется, что усовершенствование календаря шло медленно, с постепенным развитием астрономических и математических знаний. В древнейшие времена довольствовались, особенно в земледельческом быту, приблизительными определениями времени по восхождению и захождению небесных светил, состоянию растительности, перелету птиц и т. п. признакам. Гесиод советует начинать жатву при восходе Плеяд, пахоту - при захождении их (Труды и дни, 383), или когда слышен будет крик журавлей (ст. 448). Уже Гомеровские поэмы неоднократно упоминают о годах (.Ил. II, 329; Од. II, 175 и др.). Так как течение и фазы луны весьма легко поддаются наблюдению и прежде всего должны были обратить на себя внимание, то летосчисление по лунным месяцам и годам вошло у греков во всеобщее употребление и за весьма немногими исключениями сохранилось до времен христианства.

Лунный или синодический месяц (от новолуния до новолуния) имеет 29 дн. 12 ч. 44 мин 3 сек., стало быть, лунный год состоит из 354 дн. 8 ч. 48 мин 36 сек. и разнится от солнечного (заключающего в себе 365 дн. 5 ч. 48 мин и 17,8 сек.) на 10 дней и 21 час без нескольких секунд. Но точное исчисление минут и секунд при несовершенных средствах наблюдения могло быть сделано лишь весьма медленно, в течение многих веков. Первоначально довольствовались приблизительным определением лунного месяца в 29 или 30 дней и лунного года в 354 дня, но этот год так значительно отставал от солнечного, что уже по истечении короткого промежутка времени месяцы и праздники перестали бы соответствовать тем временам года, на которые они приходились первоначально. Поэтому явилась надобность найти способы возможно точного согласования или уравнения лунных годов с солнечными, и этот вопрос в течение многих веков занимал греческих астрономов. Обычный способ согласования состоял в том, что от времени до времени к обыкновенному лунному году прибавлялся тринадцатый вставной месяц (mhn embolimoV ), так что год имел тогда 384 дня. Первоначально прибавляли этот месяц к каждому третьему году (triethriV ). Несколько более точный способ уравнения приписывается афинскому законодателю Солону (Плут. Сол. 25; Цен-

Это был лунно-солнечный календарь с примитивными и нерегулярными правилами интеркаляции. Приблизительно с 500 г. до н.э. получили распространение октатерии (octaeteris ) - 8-летние циклы, в которых пять обычных лет по 12 месяцев сочетались с тремя годами по 13 месяцев. В последствие эти правила были заимствованы римским календарем. Октатерии в Греции продолжали использоваться даже после реформы Юлия Цезаря.

Начало года приходилось на середину лета.

Афинские месяцы:

12. Scirophorion

Летоисчисление

Во второй половине 3 века до н. э. древнегреческим историком Тимеем (около 352 - 256 гг. до н. э.) и математиком Эратосфеном (около 276 - около 196 гг. до н. э., Эратосфен считается отцом хронологии, ему принадлежит идея единой системы отсчета лет) было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю. В 394 году н.э. императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их “otium graecum ” (греческим бездельем). Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось.

Греческая и египетская астрономия

Необходимо отметить следующий факт, который, безусловно, повлиял на развитие европейского календаря. В эпоху Александра Македонского и Селевкидов Египет становится частью греческого мира. В Египте основывается Александрия, которая становится величайшим центром древней науки и астрономии. Именно греческие александрийские астрономы разработали юлианский календарь. В Александрии проводились расчеты первых пасхалий христианского календаря, здесь работал Птолемей Клавдий (2 век н.э.), написавший “Альмагест”, выдающееся произведение, повлиявшее на становление всей современной астрономии.

Несмотря на знание астрономии, греки долгое время пользовались своим несовершенным календарем, причем календари различались в разных частях греческого мира.